Чаевые — вне закона
О правомерности оплаты дополнительных услуг в ресторанах и кафе.
В современном мире поход в бар или посиделки с друзьями в кофейне — это всегда что-то большее, чем принятие пищи. Часто это становится своеобразным ритуалом. Самая очевидная причина, по которой люди приходят в ресторан, — побывать в красивом месте с высоким уровнем сервиса, это наша эстетическая потребность.
Однако не всегда поход в ресторан приносит нам положительные эмоции, испортить настроение может не только некачественная пища, но и счет, в котором есть строка о надбавке за обслуживание — 10%. Законно ли взимание платы за обслуживание (так называемых чаевых) в ресторанах, кафе и других организациях общественного питания?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Кроме того, в соответствии с ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу», официантом считается работник, занимающийся обслуживанием потребителей в зале, в том числе сервировкой стола, подачей блюд, напитков, расчетами с потребителями. Таким образом, действия официанта — это не что иное, как оказание услуг общественного питания и неразрывно связаны с данными услугами.
Работу официанта невозможно классифицировать как отдельную самостоятельную услугу, так как это непосредственная обязанность организации общественного питания, у которых наличие официанта просто необходимо. Более того, во исполнение пункта 5.1 СП 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» работники организации общественного питания не вправе пропустить посетителя на кухню для того, чтобы он сам мог забрать приготовленные блюда и как следствие не платить за услуги официанта по обслуживанию. Следовательно, готовое блюдо потребителю должны принести сотрудники организации общественного питания без взимания дополнительной платы.
Таким образом, цена на услуги общественного питания должна определяться исключительно стоимостью готового блюда, указанной в меню, иными словами, включать плату за готовую еду и напитки.
В случае включения в счет дополнительных процентов за обслуживание, гость ресторана в любой момент может отказаться от навязанных услуг и потребовать возврата уплаченной суммы. Когда официант или администратор игнорируют такую просьбу, рекомендуется составить письменную претензию на имя руководителя заведения общепита. Также при отказе в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке спор может быть решен в рамках судебного производства.
Госалкогольинспекция РТ
Фото: Салават Камалетдинов/ Татар-информ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас Вконтакте, Одноклассниках и «Дзен»
Нет комментариев