- Что я могу сказать об отце?
На днях я встречалась с интереснейшим человеком. Помогла мне в этом библиотекарь сельской библиотеки поселка Камский Нижнекамского района Фролова Гузель Мансуровна. Собеседником нашим оказалась Насибуллина Валентина Ивановна – дочь участника блокады Ленинграда.
Многие жители Камских Полян лично знакомы с Валентиной Ивановной - она много лет проработала главным бухгалтером при Администрации Камских Полян.
Однако, послушав ее рассказ о своем отце, казалось, что много друг о друге не знаем. И хорошо, что выпала такая возможность встретиться и поговорить о самом главном... об отце-фронтовике.
Первым делом Валентина Ивановна достала фотоальбомы, где были фотографии самых дорогих ей людей. Каждая фотография имеет свою историю, каждая фотография по особому ценна для Валентины Ивановны. Вот она берет в руки фотографию отца с фронта, где его рукой на обороте написано « декабрь 1943 года ».
- Что я могу сказать об отце? Хочу начать свой рассказ с фотографии в этом альбоме. Тут у меня фотографии отца и мамы, бабушек моих и брата Саши. Мои родители поженились после войны и успели прожить вместе всего 11 лет. Отец мой вернулся с войны с множеством осколков, умер в 1957 году 20 декабря. Сама я родилась в 1956 году, 12 декабря. Поэтому об отце помню по рассказам своей мамы и бабушки- Аграфены Илларионтьевны. Отец мой- Зюлин Иван Осипович,1920 года рождения, уроженец села Каратаевки Чистопольского района ( ранее был Шереметьевский район). Мама из деревни Красный Яр.
Отец мой ушел на фронт, в самом начале войны попал в Войска Белорусского фронта, и прошел, как подтверждают документы, всю войну. Был в Ленинградской блокаде. В трудных условиях Ленинградской блокады проявлял мужество и самоотверженность. Об этом говорят наградные листы и приказы о награждении. Служил он санитаром военно-санитарной летучки №558. Был сильно контужен. Трижды был ранен. Награжден Орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».
Жители Ленинграда и участники Ленинградской блокады - это особенные люди, на долю которых выпали нечеловеческие испытания, но они все выдержали, все пережили. Иначе просто не могло быть.
Бои на дальних подступах к Ленинграду полны примеров массового героизма, мужества и отваги советских воинов. Однако, несмотря на все усилия, Прибалтика была занята врагом. Форсировав реки Западная Двина и Великая, противник занял город Остров и, овладев Псковом, внедрился на территорию Ленинградской области. Началась битва за Ленинград.
Гитлеровцы яростно рвались к городу на Неве. Они хотели взять его штурмом. Но воины Красной Армии, народного ополчения и все жители Ленинграда – от мала до велика – встали несокрушимой преградой на пути фашистских захватчиков.
День и ночь Красная Армия сражалась за Ленинград и уже в сентябре у гитлеровцев тоже было очень много потерь. Мой отец от начала до конца блокады был в блокадном Ленинграде.
Отец пришел с войны с множеством осколков после тяжелых ранений. Как рассказывала бабушка, отца очень беспокоили осколки, особенно по весне отекали ноги сильно и осколки выступали, видно было по сантимеру и больше. И один из осколков тихонько дошел до сердца. И в 1957 году в декабре отца моего не стало. Неожиданно, конечно. Хотя кто уж смерть ожидает? Но у отца предчувствие было, как говорила бабушка.
Сестра отца жила в деревне Туба Нижнекамского района. Она родила дочь, и мои мама, отец и бабушка поехали на лошади их навещать. Меня оставили у бабушки по соседству, так как я была маленькой, меня с собой не взяли. Папа все переживал, торопился домой, все время говорил : «Валечка, наверно, плачет, скучает, надо скорей домой». Он меня всегда называл только Валечкой. И вот, когда возвращались домой, папы не стало. Конечно, надежда умирает последней...
Папу завезли в Шереметьевскую больницу. Там был такой хороший врач – хирург Иван Петрович Протопопов. Мама с бабушкой плакали, умоляли , чтобы он помог. Но Иван Петрович сказал, что он мертвых воскрешать не умеет. В больницу вызывали экспертов, (при этой больнице был и морг свой) и они сказали, что один из осколков дошел до сердца. Вот так моего отца не стало.
А мама моя тоже сама добровольцем хотела идти на фронт. Она была ветеринаром и на ней была бронь. Так она на фронт не попала.
Еще хочу сказать о своем любимом брате – Саше, который дожив до возраста отца 37-ти лет, умер. Как раз там совпало - папы не стало 20 декабря, а брата 14 декабря».
Все, конечно, мы помним жестокую Великую Отечественную войну. Сколько было потерь... Это мы не можем забыть и должны помнить.
Свеча памяти о наших отцах, дедах и прадедах должна гореть всегда.
И хочется сказать спасибо Валентине Ивановне за ее интересный рассказ о герое войны, нашем земляке, участнике Ленинградской блокады Иване Осиповиче Зюлине.
Луиза КАЧЕНОВА.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас Вконтакте, Одноклассниках и «Дзен»
Нет комментариев