Ильсур Хадиуллин: «Закрывать школы и переходить на дистанционную форму обучения не будем»
Какие нововведения ожидаются в предстоящем учебном году в интервью в рамках проекта «12 этаж» главному редактору ИА «Татар-информ» рассказал министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин.
Более 50% выпускников школ выбирают техникумы и колледжи
Ильсур Хадиуллин: «Пока наблюдается рост количества выпускников. Я думаю, что с 2022 года пойдет небольшое снижение» / Фото: Рамиль Гали
– Ильсур Гараевич, прежде чем поговорить о планах на новый учебный год, хотелось бы подвести итоги года прошедшего. Как вы оцениваете результаты ЕГЭ? Какие районы Татарстана улучшили показатели по сравнению с прошлым годом?
– Результаты неплохие. И средний балл единого государственного экзамена по учебным предметам в республике по-прежнему выше среднероссийских показателей. Но по истории, обществознанию, литературе, немецкому языку и физике результаты ЕГЭ в Татарстане ниже, чем в прошлом году. При этом вырос средний балл по русскому языку и математике.
Средние результаты ЕГЭ по информатике в этом году на три балла выше. Кстати, впервые по всей России выпускники сдавали информатику на компьютере, и наши одиннадцатиклассники показали блестящие результаты. Более того, 41 выпускник получил 100 баллов, что тоже больше, чем в прошлом году. Это нововведение нашими выпускниками пройдено успешно.
Впервые по всей России выпускники сдавали информатику на компьютере / Фото: mon.tatarstan.ru
В этом году увеличилось количество стобалльников. Если в прошлом году их было 239, то в этом – уже 256. Особая гордость нашей республики – двухсотбалльники. Двести баллов по двум предметам получили 11 выпускников текущего года.
Показателем для нас является и рост количества высокобалльных результатов. Самая высокая доля высокобалльников в Верхнеуслонском районе – 44,7%. Немало высокобалльников и в Атнинском, Сабинском, Бугульминском, Лениногорском, Зеленодольском, Балтасинском, Мензелинском районах, в Вахитовском и Приволжском районах Казани и в Набережных Челнах.
В целом улучшили свои показатели по результатам ЕГЭ Балтасинский, Верхнеуслонский, Кукморский, Лаишевский, Мензелинский и Муслюмовский районы.
К сожалению, снижается количество участников ЕГЭ по профильной математике, химии, биологии, физике, обществознанию, немецкому языку. По этим направлениям работа будет продолжена. В этом году 42 выпускника не смогли получить аттестаты, в 2019 году таких было всего шесть.
Если в прошлом году было 239 стобалльников, то в этом – уже 256 / Фото: Салават Камалетдинов
– А количество выпускников выросло по сравнению с предыдущими годами?
– Одиннадцатый класс окончили 16,5 тыс. выпускников, ЕГЭ сдавали 17 993 человека, включая выпускников прошлых лет и учреждений среднего профессионального образования. Пока наблюдается рост количества выпускников.
Я думаю, что с 2022 года пойдет небольшое снижение. Это касается и девятых, и одиннадцатых классов. Но зато количество детей, которые поступают первый класс, увеличивается. В прошлом году у нас было 54 тыс. первоклассников, в этом году ожидаем 55 тыс. детей. Более точные результаты сможем сказать только в сентябре.
– Сколько выпускников в Татарстане выбирают высшие учебные заведения и средние профессиональные учреждения?
– В прошлом году около 88% выпускников одиннадцатых классов поступили в высшие учебные заведения. Результаты этого года пока неизвестны. Ведь выпускники могут подавать документы на зачисление в несколько вузов, на несколько специальностей.
Как показывает практика, более 50% выпускников школ выбирают техникумы и колледжи. И этот процент увеличивается. Мы видим, что девятиклассники заинтересованы поступать в учреждения профессионального образования по разным профилям. В прошлом году в среднем конкурс составлял 3,5 человека на одно бюджетное место, в некоторых колледжах доходил до семи человек на бюджетное место.
Проведена большая работа по популяризации рабочих профессий среди молодежи / Фото: Ильнар Тухбатов
Повышенный интерес к системе среднего профессионального образования связан с тем, что за последние годы в республике проведена большая работа по модернизации системы профобразования, прежде всего по популяризации рабочих профессий среди молодежи.
В Татарстане созданы ресурсные центры, в которых имеются современные мастерские, оснащенные оборудованием для подготовки специалистов. Татарстанцы постоянно занимают призовые места на WorldSkills, они показывают хорошие результаты, и нас это радует. Такие выпускники востребованы не только в нашей республике, но и в целом по России, даже за рубежом. Более 6 тыс. выпускников среднего профессионального образования сдают демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills, результаты которых признаются во всем мире. И в таких специалистах мы заинтересованы.
Татарстан станет площадкой для подготовки олимпиадников со всей России
– В этом году увеличилось количество победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников. С чем связаны такие результаты?
– В прошедшем учебном году учащиеся Татарстана завоевали 211 призовых мест на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников. Это позволило нам девятый год подряд удерживать третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству победителей и призеров всероссийских олимпиад. К подготовке школьников к олимпиадам в республике всегда относились с большой ответственностью.
Татарстан станет базовой площадкой для подготовки олимпиадников для всей России / Фото: mon.tatarstan.ru
В Татарстане в 2014 году был создан Республиканский олимпиадный центр, на базе которого идет подготовка детей к олимпиадам по разным направлениям. Центр круглогодично проводит учебно-тренировочные сборы с участием преподавателей ведущих вузов нашей республики и России в целом.
Кроме того, в начале прошлого учебного года был создан республиканский центр по модели «Сириуса». Татарстан станет базовой площадкой для подготовки олимпиадников, начиная с начальной школы, для всей России. Школьники занимаются по трем направлениям – наука, искусство и спорт. Когда созданы такие прекрасные условия, результат должен быть еще выше.
– Какие школы отличились в подготовке олимпиадников?
– Среди лидеров по подготовке победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников могу назвать лицей-интернат № 2 Московского района Казани. Учащиеся лицея принесли в копилку республики 24 медали. На втором месте по количеству победителей и призеров – лицей № 131 Вахитовского района Казани с 20 медалями. Одиннадцать победителей и призеров подготовил Лицей имени Н. И. Лобачевского КФУ.
Но и остальные школы республики показывают хорошие результаты. Например, гимназия № 19 и IT-лицей Казани, гимназия № 26 Набережных Челнов. Принимая участие в олимпиадах, школьники защищают интересы республики, и мы ими гордимся.
В Татарстане разрабатывается программа по обеспечению безопасности школ
– Давайте перейдем к новому учебному году. Думаю, что одна из острых проблем, которая беспокоит родителей, – это безопасность в школах. Изменится ли как-то система безопасности и охрана школ после трагедии в казанской гимназии?
– По поручению Президента России Владимира Путина разрабатывается единый подход к обеспечению безопасности образовательных учреждений на территории всей страны. Мы ждем этих документов, конкретных решений.
Напомню, что постановлением Правительства России от 2019 года определены требования к обеспечению антитеррористической защищенности учреждений образования, в том числе и организации охраны. Расходы по содержанию штата сотрудников, обеспечивающих охрану, в нормативах финансового обеспечения образовательных организаций не учитываются.
Считаем, что необходимо обеспечить охрану силами Росгвардии или частных охранных организаций за счет средств федерального бюджета. Школы республики имеют штатное расписание, в которое входит и охрана, но речь идет о другой форме обеспечения безопасности. Вот в этом ракурсе вопрос возникает и требует своего решения.
Необходимо обеспечить охрану силами Росгвардии или частных охранных организаций за счет средств федерального бюджета / Фото: Михаил Захаров
В Татарстане разрабатывается программа по обеспечению безопасности. Министерство подготовило расчеты и направило в Минпросвещения России. Так, финансовая потребность в оснащении всех 3,6 тыс. образовательных учреждений республики для обеспечения антитеррористической защищенности составляет 5,4 млрд рублей.
В республике ведется работа по созданию программного продукта на базе уже ранее внедренной системы отчетности «Барс.Web.Своды», который позволит проводить мониторинг текущей ситуации образовательным учреждениям, управлениям образования в муниципалитетах, службам нашего министерства, правоохранительным органам.
Конечно, каждая школа, детский сад, учреждения дополнительного образования имеют паспорта безопасности. Они ежегодно утверждаются, в них вносятся изменения. Они включают пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность, порядок действий сотрудников и детей, план эвакуации. Все эти параметры всегда учитывались.
– Ожидаются ли какие-то изменения, нововведения в учебном процессе школ?
– В 2021 – 2022 учебном году завершится полный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты во всех школах республики. Они уже приняты и начнут действовать с 1 сентября 2022 года. Как раз предстоящий учебный год станет переходным к новым ФГОС.
По новым стандартам в 10 – 11 классах будут реализовываться учебные планы естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического и универсального профилей. В обязательную часть всех учебных планов 10 – 11 классов включено выполнение индивидуального проекта обучающимися. Особенностью универсального профиля стала возможность углубленного изучения от одного до четырех предметов, исходя из образовательных потребностей учащихся.
Были обращения руководства Татарстана в адрес Минпросвещения России по поводу включения государственных языков республик России в новые образовательные стандарты. И эти предложения были учтены.
В новом учебном году стоит больше внимания уделять воспитанию. Так, с 1 сентября заработают рабочие программы по воспитанию, хотя такого раньше не было. Рабочие программы у нас по предметам имеются.
Конечно, воспитание и обучение – единый неразрывный процесс. Образование – это же ценность, а не услуга. Услуги продаются, а знания продать невозможно. Их нужно давать и получать. А чтобы получить полноценное, доступное, качественное образование, основанное на традициях Татарстана и России в целом, мы должны создать такую систему, благодаря которой дети получат в том числе хорошее воспитание.
Чтобы повысить качество образования, необходимо уделять внимание профессиональному мастерству учителей. Для этого по национальному проекту «Образование» в прошлом учебном году создали два центра – непрерывного профессионального мастерства педагогов и руководителей, а также оценки компетенций педагогических и руководящих кадров системы образования. Сегодня центры осуществляют свою деятельность с опорой на сложившийся в республике практический опыт, плавно встраиваются в региональную модель непрерывного повышения профмастерства педагогов.
Более 65% школьников выбрали татарский язык для изучения
– Насколько сейчас велика потребность в учителях татарского языка? Есть ли в школах проблемы с преподаванием и изучением родных языков, достаточно ли учебников? Многие родители выбирают для обучения детей татарский язык?
– В республике созданы условия для получения дошкольного, начального и основного общего образования на родном языке. Организовано обучение на пяти языках – русском, татарском, чувашском, удмуртском и марийском. Семь языков являются предметом изучения – русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский, мордовский, иврит.
Свободный выбор языка образования, изучения родного языка осуществляется по заявлениям родителей. В прошлом учебном году более 65% школьников изучали родной татарский язык и литературу.
В системе образования более 3,5 тыс. учителей родного (нерусского) языка и литературы, из них 3,4 тыс. – татарского / Фото: Рамиль Гали
Всего в системе образования более 3,5 тыс. учителей родного (нерусского) языка и литературы, из них 3,4 тыс. – татарского. Все школы республики обеспечены учителями. Выстроена система их подготовки в вузах, организовано повышение квалификации.
Что касается учебно-методического обеспечения, в текущем году разработаны и включены в федеральный реестр образовательные программы по родному татарскому языку и татарской литературе для всех уровней образования. Совместно с Академией наук Татарстана, Институтом развития образования РТ разработаны учебники нового поколения по татарскому языку как государственному и родному и по татарской литературе, в основу которых заложен культурологический подход в обучении.
Совместно с Татарским книжным издательством впервые организована работа по включению в федеральный перечень учебников, переведенных на татарский язык. Для внедрения системы электронного обучения родному татарскому языку разрабатывается контент на платформе «СберКласс», создана электронная база уроков, которая размещена на сайте министерства.
В 2020 – 2021 учебном году были приобретены учебники и учебные пособия по родному татарскому языку для школьников на сумму 16,3 млн рублей. Всего в республике 657 школ, включая филиалы, с татарским языком обучения. У нас есть школы с чувашским, удмуртским, марийским, мордовским языками обучения, а также с изучением иврита. Данные образовательные организации обеспечены необходимыми учебными изданиями на родных языках.
В 26 субъектах России функционируют школы, где изучается татарский язык. В этом году министерством закуплено для них более 15 тыс. учебников. Организованы курсы повышения квалификации и переподготовки учителей татарского языка регионов России на базе Института развития образования РТ, ежеквартально проводятся семинары и вебинары.
В 26 субъектах России функционируют школы, где изучается татарский язык / Фото: Салават Камалетдинов
– А как складывается ситуация с дошкольным образованием на родных языках?
– В Татарстане функционируют 2008 дошкольных образовательных организаций, в том числе 749 детсадов с татарским языком воспитания и обучения, 46 – с чувашским, 13 – с удмуртским, девять – с марийским и один – с мордовским. Кроме того, 598 детских садов имеют в своем составе татарские группы. В целом 53,2% воспитанников детсадов проходят воспитание и обучение на татарском языке.
В республике уделяется большое внимание повышению качества дошкольного образования на родном языке. И это не только организационные и методические мероприятия, но и создание развивающей предметной среды в детских садах. По инициативе Комиссии при Президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка в текущем учебном году для детских садов приобретены настольные игры, учебно-методические комплекты, детская литература, интерактивное оборудование более чем на 40 млн рублей.
Запланирована поставка в детские сады учебно-методических комплектов по обучению детей татарскому языку. Они включают программы, методические пособия для воспитателей, демонстрационный и раздаточный материал к занятиям. На эти цели из республиканского бюджета выделено 9,26 млн рублей.
Проблема с нехваткой мест в детсадах остается в четырех муниципалитетах
– Каких учителей-предметников сейчас не хватает в школах? Как решается эта проблема?
– Не хватает учителей начальных классов, потому что идет рост числа первоклассников, открываются новые школы, в которых создается по восемь, по 12 первых классов. Кадровый дефицит в республике наблюдается по таким предметам, как математика, русский язык и литература, физика, иностранный язык.
Конечно, ни одна школа без учителя не остается, мы решаем эти вопросы за счет внутреннего совмещения. Получается, что учителя не по 18 часов ведут уроки, например, физики, а по 25 – 27 часов. Кроме того, в педагогическую работу вовлекаем студентов. Теперь по новым положениям можно принимать на работу студентов после третьего курса для работы в школах. А студентам это помогает погрузиться в образовательную среду, пройти педагогическую практику, находиться под присмотром мудрых наставников.
Не хватает учителей начальных классов, потому что идет рост числа первоклассников, открываются новые школы / Фото: Рамиль Гали
Кроме того, с 2016 года в республике реализуется проект стипендиальной поддержки подготовки будущих учителей по дефицитным для республики предметам, в первую очередь для сельской местности, в том числе для работы в билингвальной и полилингвальной образовательной среде. Ежегодно выделяются средства на подготовку 200 специалистов. Это будущие учителя начальных классов, математики, физики, химии, биологии, обществознания, истории для сельских и городских школ.
На сегодня участниками этого проекта являются 617 человек. Из них 237 человек обучаются по программам для работы в многоязычной образовательной среде. Студентам – участникам проекта в период обучения предоставляется ежемесячная стипендия в 15 тыс. рублей. Мы ждем их в наших школах.
Проблемы в обеспечении национальных школ кадрами, точнее специалистами, которые могут преподавать основные предметы на татарском языке, нет. Проблема заключается в другом – родителей пугает единый государственный экзамен, который нужно сдавать на русском языке. Поэтому есть такая тенденция, что в старших классах дети переходят на обучение на русском языке.
В плане подготовки выпускников необходимо давать полноценное качественное образование, начинается с первого класса, тогда не будет никаких сложностей.
– Сколько школ и детских садов будет построено в этом году? И какова сейчас потребность в местах в детсадах?
– В этом году планируется построить семь школ, в том числе две образовательные организации по национальным проектам «Образование» и «Жилье и городская среда». В рамках национальных проектов у нас каждый год появляются новые школы. В этом году продолжим работу по созданию полилингвальных комплексов. Так, например, в Набережных Челнах из двух новых школ одна будет полилингвальная.
Планируется также построить 17 детских садов, в том числе 16 дошкольных учреждений по национальным проектам. В частности, 13 детсадов будет построено по нацпроекту «Демография» и три – по проекту «Жилье и городская среда». Почти половина из них будет сдана уже к 1 сентября, а остальные – до конца года. В этих детсадах создаются места для ясельных групп.
Планируется построить 17 детских садов / Фото: Салават Камалетдинов
На сегодня более 5 тыс. детей, у которых подошла дата желаемого зачисления, не обеспечены местами в детсадах. Пока продолжается комплектование детских садов, в том числе дети направляются в детсады – новостройки. Поэтому более точные цифры по очередности можно будет назвать после завершения комплектования.
В Татарстане 36 районов обеспечивают 100-процентную доступность дошкольного образования. Проблема с доступностью дошкольного образования наиболее выражена в Пестречинском, Лаишевском, Высокогорском районах, новых жилых комплексах Казани. Это прежде всего связано с массовым строительством жилья, соответственно, притоком детского населения в отдельные населенные пункты и жилые комплексы.
Но самое главное, что в рамках национальных проектов, республиканских программ вопрос решается – детские сады и школы строятся. Более того, создаем 67 дополнительных групп в имеющихся детских садах в больших городах. Примерно 1390 дополнительных мест появится.
– Еще один очень обсуждаемый родителями вопрос – питание в школах. C 1 сентября прошлого года все учащиеся начальных классов получают бесплатное горячее питание. Известно, что первое время поступали замечания от родителей. Как сейчас обстоит ситуация с организацией и качеством школьного питания?
– В этом году появилась новая программа по капитальному ремонту пищеблоков и оснащению их оборудованием. Выделены средства на ремонт пищеблоков 198 школ 44 муниципальных образований. Стоимость ремонтных работ с приобретением оборудования составит 1 млрд рублей. Вот как раз сейчас ремонт проводится.
Стоимость бесплатного питания в день на одного ученика начальных классов составляет 53 рубля 41 копейка. Большое количество детей младших классов, более 210 тыс., ежедневно должны были получать бесплатное горячее питание. Да, в начале учебного года были вопросы, жалобы со стороны родителей – еда холодная, не так кормят, очереди большие.
Более 210 тысяч учеников младших классов ежедневно должны получать бесплатное горячее питание / Фото: Михаил Захаров
Процессу организации питания с одной стороны мешала ситуация с пандемией. Мы же не можем одновременно накормить всех детей, потоки должны быть разделены, они не должны пересекаться, регулярно нужно проводить проветривание зала приема пищи. Но даже в таких условиях при соблюдении требований Роспотребнадзора мы организовали питание. К концу учебного года отрицательных отзывов стало значительно меньше.
Во всех школах республики был организован родительский контроль, чтобы оперативно решать вопросы, возникающих в части организации питания. Во время посещения школы родители могли наблюдать за раздачей приготовленных блюд, оценить их порционность, объем, соответствие меню. Нарушений к концу учебного года не было.
Школы проведут праздничные линейки с соблюдением мер против Covid19
– К сожалению, пандемия не отступает. В Татарстане по-прежнему ежедневно появляются десятки зараженных новой коронавирусной инфекцией. С учетом текущей обстановки как будет организована работа в школах?
– В школах также будут соблюдаться требования Роспотребнадзора. У нас нет планов с 1 сентября закрывать школы, переходить на дистанционное обучение. Даже в самое сложное время мы школы не закрывали, проводили занятия, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования. Потоки в школах не пересекались, ежедневно проводилась термометрия. Этот процесс у нас налажен.
Родители смогут прийти, ограничений нет, но мы призываем, чтобы они были вакцинированы / Фото: Рамиль Гали
Мы не планируем проводить крупные массовые мероприятия пока не получим разрешение Роспотребнадзора. И на линейках все классы не собирались – были девятые, одиннадцатые классы и первоклассники. По такому же принципу на открытой площадке с соблюдением всех требований начнем учебный год. Линейки мы должны провести. Родители смогут прийти, ограничений нет, но мы призываем, чтобы они были вакцинированы.Такая просьба есть со стороны руководства министерства, чтобы обезопасить детей и учителей.
В нашем министерстве 80% сотрудников уже прошли вакцинацию. Я тоже сделал прививку, хотя у меня были антитела. В системе образования есть понимание, что нужно прививаться. Но тем не менее я еще раз призываю, чтобы все своевременно, не откладывая в долгий ящик, прошли вакцинацию.
– В определенный период прошлого года пришлось организовать занятия в дистанционном режиме. На ваш взгляд, насколько эффективна такая форма обучения?
– Дистанционного обучение – это лишь элемент в организации учебно-воспитательного процесса. А очная работа учителя с учеником должна быть продолжена. Должно быть «живое» общение, ведь ребенок во многом нуждается в помощи учителя. Общаясь с учениками, педагог их воспитывает. Это уже, так скажем, веками сложившаяся традиция, которую мы не должны нарушать.
Переходить на дистанционную форму обучения мы не будем. У нас и так люди погружены в виртуальный мир / Фото: Владимир Васильев
Конечно, если ребенок или учитель заболел, то приходить в школу не нужно. Но закрывать школы и переходить на дистанционную форму обучения мы не будем. У нас и так люди погружены в виртуальный мир, сидят прикованные к гаджетам и не могут оторваться.
Если мы хотим, чтобы дети умели общаться со взрослыми, задавать вопросы, писать сочинения на разных языках, то необходима очно-контактная форма. Она позволяет психологически подготовить детей к взрослой жизни и повысить ответственность со стороны учителей.
Что касается электронных платформ, то они разные. И учитель имеет право применять любые платформы в обучении. То есть если он считает необходимым, то может использовать любую платформу, а для этого созданы условия.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас Вконтакте, Одноклассниках и «Дзен»
Нет комментариев