Посинформ

Нижнекамский район

16+
Общество

Логопед из Камских Полян Ландыш Мухутдинова: «Главное – с душой относиться к детям»

Сегодня, в этот пятничный день, отмечают свой профессиональный праздник блюстители чистой и грамотной речи — дорогие наши логопеды.

День логопеда — еще один повод выразить благодарность педагогам, врачам-дефектологам и всем, кто непосредственно способствует улучшению качества жизни людей, помогает адаптироваться к социальной среде, развить важную функцию — способность общаться и выражать свои мысли словами. Их работа требует терпения, сострадания и глубокого понимания особенностей каждого, кто к ним обращается за помощью.

Ландыш Раисовна Мухутдинова работает учителем-логопедом в детском саду «Солнышко».

«Я выросла в семье педагогов, у нас династия педагогов. У меня бабушка 35 лет отработала педагогом, моя мама 30 лет работала педагогом, и сейчас я продолжаю их деятельность. В этой сфере работаю 17 лет. Из 17 лет — 7 лет я работала воспитателем в «Золотой Рыбке». В этом году осенью у меня юбилей — 10 лет, как я работаю в детском саду «Солнышко» учителем-логопедом. В группе у меня 12 детей, это подготовительная группа логопедическая. У них разные речевые диагнозы».

По образованию Ландыш Раисовна — учитель химии и биологии. История её профессиональной деятельности началась с того, что она сама столкнулась с проблемой, как же развить речь, что делать, если у него не получается самостоятельно? В лабиринтах материнского сердца зародилось жгучее желание помочь, восстановить речь своему ребенку. Ответ на этот вопрос на то время она не нашла и решила, что просто обязана сама обо всем узнать. Второй диплом логопеда-дефектолога стал ключом, отворившим двери в мир звуков и смыслов, и теперь она не только помогла своему ребенку, но и с радостью обучает других детей.

Как обычно начинаются ваши занятия, есть ли определённый ритуал, который вы выполняете перед началом любого урока?

«Во всех занятиях есть свой ритуал. Потому что я, как логопед, прекрасно понимаю, что прежде чем начать занятия, нужно настроить ребенка. Я должна настроить ребенка на позитивные эмоции, подарить ребенку улыбку, привлечь его внимание. У нас ритуал — игра «Доброе утро!» называется. Мы встаем в круг, держимся за руки и поем песенку. «Песенку поем, за руку возьмемся и друг другу улыбнемся», в это время дети улыбаются друг другу. А также не только в начале. У нас есть ритуал и в конце занятия: мы в конце занятия друг другу говорим комплименты. Встаем в круг, беремся за руки и говорим комплименты. Пример: «Саша, ты сегодня очень хорошо занимался!».

Какие методы и подходы вы используете в работе с детьми с ОВЗ, СДВГ?

«В основном берем игровые технологии и игровые методы. Туда входит и индивидуальный подход, групповой подход, также развиваем моторику, слуховое внимание, речевые навыки, понимание речи, запуск речи, туда все входит».

Что, на ваш взгляд, может повлиять на нарушение речи и создать дефект?

«Биологические факторы и социально-психологические. Биологические — патологии внутриутробные, во время родов травмы, неврологические какие-то нарушения, физиологические (слух, зрение) не развито у ребенка. Приобретённые факторы тоже могут быть — несчастные случаи, аварии, падения, стрессы, испуг, родители мало общаются с ребенком. Ну и, конечно, нельзя исключать еще одну проблему современности — это зависимость детей от гаджетов. Если вовремя диагностировать, можно сделать коррекцию и помочь ребёнку».

Важна не только работа с детьми, но и индивидуальный подход к родителям. Родитель должен знать проблему своего ребенка, речевой диагноз своего ребенка. Слова «диагноз» не нужно бояться — это не болезнь, и все восстанавливается, только надо вовремя обращаться к логопедам».

Речь формируется до 5 лет, значит ли это, что после достижения данного возраста идти к логопеду уже не имеет смысла?

«Чем раньше обращаешься к логопеду, тем лучше. Но если уж педагогически запущен ребенок, вовремя не обратились, можно попробовать. Вот у меня в логопедической группе старшая и подготовительная группа после 5 лет. И вот за два года речь восстанавливаем, подготавливаем к школе. У нас еще ни разу не уходили дети, чтобы у них не была подготовлена речь и звуки не поставлены».

Почему звуки не ставят за 1-2 занятия?

«За одно, два занятия никак не поставить звук. Потому что поэтапно все идет. Есть подготовительный этап, есть постановка звука, автоматизация звука. В подготовительный этап входит артикуляция, подготавливаем язычок ребенку, упражнения делаем артикуляционные. Потом ставим этот звук изолированный, например, правильный звук с/з ш/з, а потом автоматизируем, туда добавляем гласные звуки, короткие слова в начале слова, в середине слова, в конце и в предложениях, рассказах поэтапно. Один звук, если нормально работать, можно поставить за 20-30 дней, но это при условии, что родители дома делают вместе с ребенком домашние задания и соблюдают рекомендации».

Ребенок наследует особенности речи родителей?

«Смотря какой диагноз. Возможно заикание, наследственно может быть. Но это также можно устранить, если вовремя начать заниматься с логопедом».

Как быть, если ребенок растет в семье, где два языка, не будет ли он путать окончания, менять местами предлоги?

«Это у нас называется билингвизм. Если у ребенка нет речевого диагноза — двуязычие очень хорошо. Потому что у детей мозг развивается, и они будут знать несколько языков. Но если у ребенка есть речевой диагноз, то рекомендуется родителям выбрать один язык, что, например, в садике, в школе общаются только на одном языке, и пока восстановить речь ребенка только на одном языке».

Задача логопеда — только коррекция звуков?

«Нет, логопед занимается также устной речью, письменной речью, словарный запас развивает, связанную речь развиваем, а также помогаем в подготовке к школе. И еще хочется сказать, что я работаю в тандеме со своими воспитателями, и они мне помогают. Поскольку в основном я работаю с детьми, у которых ОВЗ и СДВГ. Мои воспитатели Зульмира Закировна Латфуллина и Фаузия Камиловна Нуриева, мы с ними работаем уже второй год, вместе восстанавливаем у детей речь и развитие. Также хочется сказать много теплых слов в адрес заведующей Розалии Гамировной Гиззатуллиной и старшего воспитателя Лилии Талгатовны Габдульбаровой, они очень поддерживают и меня, как логопеда, и моих воспитателей».

Сколько у вас занятий в неделю проходит?

«В неделю три раза — фронтальные занятия групповые. А так каждый день индивидуально с ребенком по 10-15 минут уходит».

Что вы можете пожелать начинающим логопедам?

«Уметь построить индивидуальный подход к детям и родителям, всегда развиваться, искать новые методы современные. У нас такая профессия — нельзя стоять на месте, нужно учиться. У меня 10 лет опыта уже, но я не считаю, что это много, и есть логопеды опытнее меня, и я тоже от них что-то беру для себя, какие-то знания, «лайфхаки»».

Стоит отметить, что ранняя диагностика и своевременная коррекция позволяет значительно улучшить эффективность работы и избежать дальнейших трудностей в обучении и социальной адаптации.

Ну, а в этот замечательный праздник хочется сказать теплые слова в адрес работников этой сферы. Пусть каждый ваш день будет наполнен благодарностями от родителей и детей. Развивайтесь, оставайтесь чуткими профессионалами своего дела и любите свою профессию!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас ВконтактеОдноклассниках и «Дзен»
 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев