Пешеход или водитель? В Татарстане обсудили поправки в ПДД об электросамокатах
13 ДТП с участием электросамокатов в Татарстане, одно из них смертельное – такие цифры на круглом столе в ГИБДД озвучил глава Госавтоинспекции Ленар Габдурахманов. Обсуждались поправки в ПДД, которые Минтранс России предложил год назад.
В последние месяцы разнообразные ЧП с электросамокатами и сегвеями горячо обсуждают жители Татарстана. Появился этот транспорт недавно, но уже стало понятно, что те, кто на нем катается, нередко подвергают опасности и пешеходов, и водителей, и себя.
По словам главного Госавтоинспектора республики Ленара Габдурахманова, с начала года в Татарстане с участием электросамокатов произошло 13 ДТП, в которых один человек погиб и тринадцать получили различные травмы.
«Электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса могут развивать скорость до 80 км/час, что становится серьезным источником опасности как для самих водителей, так и для пешеходов. В этом году в Татарстане наблюдается рост количества происшествий с участием электросамокатов в три раза», — рассказал Габдурахманов.
К примеру, 20 августа на Кремлевской набережной водитель электросамоката не уступил дорогу 60-летней женщине, сбил ее и скрылся. Она переходила дорогу по «зебре».
В результате ДТП женщина получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, ушибы и ссадины.
архив агентства
Все участники круглого стола, который прошел в ГИБДД Татарстана, сходились во мнении, что правила дорожного движения необходимо срочно дополнять. Для начала неплохо бы определить, кем все-таки считать того, кто едет на самокате, — пешеходом или водителем?
Доступный шеринг
Одна из проблем, которая усугубляет ситуацию с электросамокатами, — их легко можно арендовать. Города заполнены пунктами проката, и, чтобы взять самокат, водительское удостоверение не требуется.
«Аренда самокатов через различные приложения производится без учета их мощности. Здесь даже не требуется никаких документов, нужна только банковская карта. При этом воспользоваться арендованным самокатом может другой человек», — отметил Габдурахманов.
Сейчас, согласно ПДД, люди, которые катаются на различных средствах индивидуальной мобильности, или, по-другому, на СИМах, приравниваются к пешеходам. Под СИМы попадают, к примеру, роликовые коньки и самокаты, которые так любят дети и подростки. При этом многие электросамокаты имеют мощность более 0,25 кВт и разгоняются до 50 км/час — именно они, как считают в ГИБДД, подпадают под определение «мопед».
«К мопеду относятся транспортные средства с мощностью электродвигателя более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Чтобы управлять подобным транспортным средством, у человека должно быть водительское удостоверение. Следовательно, лицо, управляющее таким электросамокатом, будет приравнено к водителю», — сказал Габдурахманов.
Водитель или пешеход?
На круглом столе заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов рассказал про случай, который произошел не так давно в Москве, когда во время наезда самокатчика пострадал пешеход.
«Тогда человек на самокате сбил пешехода. Очень серьезно сбил и скрылся с места. Это ДТП оформили как столкновение двух пешеходов. Это кажется смешным, что вот летит снаряд со скоростью 30 км/час и сбивает пешехода. И тут он сам оказывается пешеходом, который передвигался очень быстро», — рассказал Холодов.
По его словам, нынешние правила дорожного движения не учитывают характеристики современных средств передвижения. К примеру, если у некоторых велосипедов есть электродвигатель, то кто он тогда? Снова пешеход?
«Как автоинспектор должен отличить мощность устройства? Вот велосипед. Инспектор ГИБДД видит, что это пешеход. Если на велосипеде есть электродвигатель, то у инспектора будет раздвоение личности — с одной стороны, он видит, что перед ним пешеход, с другой — что это человек на велосипеде. Если инспектор ГИБДД будет смотреть еще и на мощность двигателя, то у него будет еще и „растроение“ личности», — рассуждал Холодов.
Еще один нюанс — у электросамоката может сесть батарейка, и тогда он станет обычным самокатом. Этим «преимуществом» смогут воспользоваться нерадивые водители.
«Вот водитель электросамоката приехал на встречу с друзьями, и в этот момент села батарейка. То есть у него теперь не электросамокат, а обычный самокат. Выпив с друзьями, он снова сел на самокат, и тут его остановил инспектор ГИБДД. И как автоинспектор будет определять, мужчина ехал на обычном самокате или на электросамокате?» — рассуждал Холодов.
Еще один момент, на котором нужно заострить внимание при внесении поправок в ПДД, — детские гироскутеры.
«Самый смешной момент — детские гироскутеры. У самого маленького гироскутера мощность только на одно колесо составляет 200 Вт. Получается, что всех детей надо согнать с гироскутеров и сказать, что нужно сначала вырасти и сдать на права, потому что давать ему эту игрушку пока нельзя», — сказал общественник.
Новые правила — полный абсурд
Чтобы решить проблему с электросамокатами, Минтранс России разработал в прошлом году проект и дал год на его обсуждение. Однако, как считает Холодов, редакция, которая была предложена, не совсем подходит.
«Во-первых, слишком сложный текст. А предполагается, что ПДД должны знать дети, родители, которые должны учить своих чад этим правилам. Если профессионалы не могут запомнить этот текст, тогда что они смогут требовать от обычных участников дорожного движения? Второе — эти новшества не будут работать», — считает Холодов.
К примеру, в новых правках было предложено, что по тротуарам нельзя будет передвигаться со скоростью больше 20 км/час. И вот проблема — как это будет проверяться?
«Инспектор ГИБДД с радаром будет стоять на тротуаре? Камера работать не будет, ведь на самокатах номера нет. Единственный вариант, который может сработать, — автоинспектор спрячется за урной и будет пытаться поймать товарища, который едет», — поделился своим мнением общественник.
Самая абсурдная правка, как считает Холодов, — приравнять детские кроссовки с колесиками к средствам индивидуальной мобильности.
«Есть такой момент — в случае опасности на дороге человек должен спешиться. Мне интересно — как спешить ребенка? Снять его ботинки? Такие глупости недопустимы в ПДД», — задается вопросом Холодов.
Помимо этого, общественник считает, что правками в ПДД должно заниматься ГИБДД, а не Минтранс.
«Если этот текст напишет ГИБДД Татарстана, которое впереди планеты всей, это будет хорошо», — поделился своим мнением Александр Холодов.
В качестве решения проблемы заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов предложил сделать разграничения по двигателям, а для этого нужно промаркировать устройства.
Скорость и мощность
Одна из поправок, которую предложил Минтранс, касается самого понятия «мопед». В редакции говорится, что мопедом может считаться двух- или трехколесное транспортное средство, оборудованное сиденьем, мощностью не более 0,25 кВт.
Глава ГИБДД РТ Ленар Габдурахманов считает, что в понятии «мопед» делать акцент на сиденье вовсе не нужно.
«Не понятно, для чего в понятии „мопед“ нужно сиденье. У нас есть электросамокаты с сиденьями, а есть без. То есть убираем сиденье с электросамоката, и он превратится в СИМ. Мы считаем, что основными показателями должны быть мощность и скорость», — высказался Габдурахманов.
архив агентства
Кроме того, под данное понятие мопеда будут подпадать некоторые детские игрушки.
«Создается абсурдная ситуация, что некоторые детские игрушки мощностью чуть больше 0,25 кВт будут приравниваться к мопедам», — высказался заместитель председателя Комитета Госсовета Татарстана по законности и правопорядку Александр Чубаров.
По его мнению, будет лучше, если производители игрушек будут подстраиваться под правила.
Велосипедисты — «священная корова»
Директор Союза велосипедистов РТ Алексей Основ на круглом столе отметил, что электросамокаты опасны в том числе и для велосипедистов.
«Самокаты — это бич во всех городах. Они очень опасны, ведь их скорость может достигать 30-40 км/час. Вопрос об электросамокатах давно уже нужно было решить на федеральном уровне. Любой человек может взять в аренду самокат. Даже ребенок, который не понимает, как нужно ездить по дорогам, и даже вылезает на проезжую часть», — сказал Основ.
Он добавил, что велосипедисты — опытные участники дорожного движения. Каждый подросток с 14 лет, который садится на велосипед, уже должен знать, что он становится водителем и в случае ДТП несет ответственность.
«А как трактовать самокатчика? Было два громких случая в России с пьяными водителями электросамокатов. Юристы до сих пор обсуждают, кто и в чем был виноват», — высказался Основ.
К слову, на круглом столе Алексею Основу обещали, что грядущие изменения велосипедистов никак не заденут — они так и останутся в правилах дорожного движения велосипедистами.
Между тем водителей электросамокатов уже начали наказывать за пьяную езду. В сентябре двух самокатчиков арестовали на 10 суток.
«Водители управляли электросамокатами мощностью 350 Вт с признаками опьянения. При этом не имея права на управление транспортными средствами», – уточнил Габдурахманов.
12 октября мировой суд Вахитовского района Казани лишил прав водителя, который на электросамокате влетел в бетонный блок и упал, едва не задавив ребенка. От медосвидетельствования мужчина отказался. Суд также обязал самокатчика выплатить штраф в 30 тысяч рублей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас Вконтакте, Одноклассниках и «Дзен»
Нет комментариев