Посинформ

Нижнекамский район

18+
2024 - год Семьи
Общество

Преступления в сфере онлайн-музыки: пиратство, незаконное распространение и кража контента

В эпоху цифровых технологий и всеобщего доступа к интернету, онлайн музыка стала неотъемлемой частью нашей жизни. Однако, с ростом популярности стриминговых платформ и онлайн-магазинов, также возросла и проблема пиратства в сфере музыки.

Пиратство — это явление, которое затрагивает не только самых известных артистов, но и начинающих музыкантов, а также всю индустрию в целом. В данной статье рассмотрим причины, последствия и возможные способы борьбы с этой проблемой, а также проанализируем влияние пиратства на музыкальную индустрию и ее будущее.

Загрузка бесплатных композиций, созданных музыкантом без его разрешения — это преступление? Для некоторых, нарушение авторских прав в музыкальной сфере не кажется серьезным правонарушением. Согласно оценкам, каждый год в результате пиратства музыканты, продюсеры и авторы утрачивают более 12,5 миллиардов долларов доходов.

Вступление стриминг-сервисов в Россию в 2015 году существенно сократило музыкальное пиратство. Для большинства людей, которые не приобретали музыку, например оплата 169 рублей (средняя стоимость подписки на музыкальных сервисах) в месяц за медиатеку на телефоне стала более практичным и удобным решением, чем тратить время на поиск способов бесплатного скачивания музыки. Однако введение санкций немного усугубило ситуацию, но не настолько критично, чтобы снова прибегать к пиратству. Да, многие стриминговые сервисы официально ушли, но существуют способы продолжать его использовать и слушать новые релизы. Они не принимают российские карты, но пока их услуги, включая музыкальные, можно оплачивать с баланса телефона. «ВКонтакте», «Яндекс. Музыка» и «Звук» (прежний «СберЗвук») не исчезли и продолжают работать, хотя могут столкнуться с проблемами в получении нового контента из-за границы и с предоставлением старых композиций отдельных артистов. Таким образом, хотя ситуация в целом изменилась, это не так кардинально, как может показаться. Несмотря на то, что услуги по подписке сейчас считаются новым трендом, который набирает популярность, культура подписки в странах СНГ не так широко распространена, как в западных странах Европы или США. Часто пиратство воспринимается как «мелкое нарушение», а не серьезное нарушение законодательства. Давайте разберемся, каковы корни музыкального пиратства.

ОТКУДА ВСЁ ПОШЛО?

Проблема незаконного копирования музыки возникла задолго до появления как цифровых, так и аналоговых устройств воспроизведения. Несмотря на то, что некоторые считают, что пиратство стало актуальным лишь в эпоху компьютеров, работа над первым законом об охране авторских прав началась в России в 1910 году. Большие производители грампластинок, сотрудничавшие с известными артистами, жаловались на то, что мелкие компании открыто крадут их записи. В 1911 году закон был принят, однако от него не было никакой пользы, поскольку дореволюционные пираты быстро нашли способы обойти его. Другой путь выбрала российская компания братьев Пате. Они разработали свою собственную технологию, благодаря которой грампластинки нельзя было воспроизвести на обычных граммофонах. «Говорящая машина» братьев Пате называлась патефоном, и это слово вошло в обиход. В наше время многие ошибочно называют таким образом все устройства, предназначенные для проигрывания пластинок. В Советском Союзе с авторскими правами также были сложности. Записи музыки нелегально распространялись «по костям» из-за суровой цензуры того времени, и люди вынуждены были скрываться от риска ареста, копируя записи запрещенных, но популярных исполнителей. Такой метод был широко распространен в 1940-1970-х годах. «По костям» копировали и записи Петра Лещенко, и музыку бардов, и рок-музыку. Для создания таких «самиздатов» требовались рентгеновские снимки, которые можно было легко достать в любой больнице, оригинальная грампластинка и специальное оборудование для записи.

Процедура была довольно простой: музыка воспроизводилась на проигрывателе, и затем рекордер создавал аудиозапись на носителе. Хотя качество таких записей сильно уступало оригиналу, их производителям грозила уголовная ответственность, это не останавливало советских пиратов. Аудиоформат MP3, который внёс революцию в нелегальное распространение музыки, был разработан в 1994 году в институте Фраундфер в Германии. При преобразовании файлов в формат MP3 их исходный размер сокращался несколько раз (до 90 процентов), что было очень удобным в условиях медленного интернета той эпохи. Вопреки распространенным представлениям о низком качестве MP3, при использовании определенных кодеков при конвертации эти потери становились почти незаметными и могли быть услышаны только на профессиональном оборудовании. Этот формат быстро стал поддерживаться многими существующими устройствами, и в 1995 году появился «Винплей3 — первая программная MP3-плеер. Музыкальное пиратство постепенно перекочевывало в интернет, а этому способствовало появление спутникового широкополосного интернета в 1996 году. Таким образом, в сети были созданы идеальные условия для нелегального распространения музыки.

Музыкант, музыкальный юрист, автор блога «Право для музыкантов» поделилась о том автором как избежать пиратства: «Начну с буквы закона, которая однозначно говорит „Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей“ (пункт 4 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации). итак, чтобы права возникли регистрировать их не нужно. а как быть с доказываением, если все так просто? доказать, что ты — автор можно разными способами. суть этих способов сводится к тому, что вам нужно получить как можно более раннюю метку времени стороннего ресурса на экземпляре вашего произведения. это докажет, что уже на тот день вы знали эту песню, а значит, вероятнее всего, ее и придумали. как это сделать? — переслать себе трек по электронной почте (или по физической на флешке и не распечатывать конверт) — залить трек по закрытой ссылке на саундклауд, ютуб. можно и по открытой, если не против сразу опубликовать свою песню — задепонировать ваши песни. это такой более серьезный способ, но не бесплатный, вбейте в гугле „депонирование объектов авторского права“ и почитайте. При этом всём желательно сохранить все ваши первые проекты в секвенсоре, где тоже можно увидеть время создания файла, но с этим чуть сложнее, так как метка времени стороннего ресурса здесь будет отсутствовать, типа комп же ваш и вы могли там чинить нахимичить.»

Россия занимает 24-е место.

Русская служба BBC приводит интересное статистическое исследование мониторинговой службы «Мьюузикметрик», которая занимается наблюдением и анализом мирового рынка музыки. В общем, эксперты пришли к неутешительному выводу для владельцев лейблов — запрет доступа к таким сайтам, и другим трекерам, практически не влияет на увеличение доходов музыкальной индустрии. Музыку также скачивали и продолжают скачивать.

Вопреки всем стереотипам о дремучем пиратстве, исследование (в котором оцениваются 750 000 артистов) показало, что Россия занимает 24-е место среди стран, где жители чаще всего скачивают музыку нелегально через файлообменные сети. Лидерами этого сомнительного рейтинга стали США, Британия и Италия. В общем, десятку «стран-лидеров» по количеству нелегальных загрузок музыки можно представить следующим образом: 

По данным статистики, в первой половине 2012 года россияне скачали 22,7 миллиона песен, в то время как американцы и англичане — соответственно 775 и 347 миллионов.

Аналитики Musicmetric объясняют эту причину просто: в странах, таких как США и Великобритания, наличие интернета, в том числе широкополосного, является преимуществом для всей страны, но в Восточной Европе ситуация совсем другая. Небольшая часть населения имеет доступ к стабильному интернету, и даже с учетом большего числа жителей, усилия пиратов из «столицы» не сравняются с успехом целого ряда благополучных стран в этом отношении, таких как Канада, Австралия и Испания.

Ужесточение ответственности за цифровое пиратство

По информации из газеты «Коммерсант», Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), ранее объединявшая Ворнер, Юниверсл и Сони мьюзик (в настоящее время учредители не раскрываются), выражает намерение внести в Уголовный кодекс отдельный вид преступления для интернет-пиратов, связанный с «умышленным незаконным использованием объектов авторского права в сети», с более строгими наказаниями, чем имеющиеся в настоящее время. Также планируется расширить критерии оценки ущерба.

Предлагается увеличить максимальный срок лишения свободы для интернет-пиратов с двух до трех лет при значительном ущербе и с трех до восьми лет при особо крупном ущербе.

Это предложение обусловлено тем, что статья 146 Уголовного кодекса РФ, касающаяся нарушения авторских прав, на практике оказалась практически бесполезной для правообладателей в борьбе с цифровым пиратством. Большинство судебных дел, возбужденных по данной статье за последние 15 лет, касались контрафакта и продукции на физических носителях, и ни одно из них не связано с цифровым пиратством в музыкальной сфере.

Это предложение реакция на законопроект Министерства юстиции, который предлагает значительно снизить ответственность за преступления, связанные с нарушением авторских прав.

Будущее за сервисными подписками 

В заключение, следует подчеркнуть, что существуют две значительные негативные стороны потребления пиратского контента, которые перевешивают кратковременные экономические выгоды. Эти аспекты включают в себя отток авторов контента с российского рынка и риск заражения вирусами или утраты личных данных. В первом случае имеется в виду, что, не имея возможности должным образом монетизировать свой контент, создатели контента уходят с рынка в целом. Кроме того, при использовании пиратских сервисов, пользователи всегда сталкиваются с «контентом внутри контента» — навязчивой рекламой низкого качества, что негативно влияет на пользовательский опыт в будущем.

Наблюдая за развитием сервисных подписок и растущим интересом российских пользователей к «законному потреблению», можно утверждать, что культура оплаты за контент активно формируется. Музыкальные сервисы и кинотеатры лидируют в сфере подписной модели, которая пережила заметный рост в 2020 году в период пандемии, когда количество подписчиков на онлайн-кинотеатры значительно увеличилось.

Создается сложная ситуация: культура приобретения законного контента уже более-менее сложилась, но возможности для оплаты ограничены или отсутствуют полностью. Тем не менее, надеемся, что пираты будут и дальше утрачивать свою аудиторию благодаря развитию российских сервисов и появлению новых партнеров.

Автор: Юсуф Фаткылов

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас ВконтактеОдноклассниках и «Дзен»
 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев