Проект «У войны не женское лицо…»
Сохраним историю о героических прошлых женщин. Одна из них - история Романовой Анны Степановны, труженицы тыла.
(Камские Поляны, 19 февраля, «ПОСИНФОРМ», Елена Ромина). Вспомним, как это было…Стояла душная летняя ночь, только к утру приносящая долгожданную освежающую прохладу. Ничего не нарушало покой спящих людей. И вдруг: - Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Это было неожиданно и страшно. Так началась Великая Отечественная война, которая длилась долгих четыре года. Это были самые страшные годы. Победа далась нам нелегко. Но наши солдаты бились очень смело, не жалея своей жизни ни на земле, ни на море, ни в воздухе. Благодаря их смелости и отваге, наша Родина была освобождена от фашистов, и 9 мая 1945 года наша страна и весь мир праздновал Великую Победу.
Но не только на фронте, но и в тылу бились за Победу. Миллионы людей, в том числе дети, женщины, старики трудились у заводских станков и на полях страны, самыми главными словами были слова «Все для фронта, все для Победы!». Война… У целого поколения украла она детство. Дети войны - называют теперь сегодняшних пенсионеров. И дело здесь не только в возрасте. Их воспитала война. Вся работа в колхозе легла на плечи женщин и детей. Работали с утра до ночи. Работы хватало всем, ведь делали все вручную: и пахали, и сеяли, и пололи целые поля пшеницы. Косили сено, ребятишки копна возили на телегах. Зимой дрова в колхоз заготавливали, тонули в снегу. За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
На территорию нашей республики враг не ступил, но и здесь люди трудились, помогали фронту. Одна из них - Анна Степановна Романова.
Родилась 31 января в 1925 году в селе Старошешминск, в этом году ей исполнилось девяносто пять лет. Но несмотря на преклонный возраст, в памяти сохранилось все: как какие были счастливые, как в один миг жизнь перевернуло чужое и незнакомое слово «война», как в 1947 вышла замуж, как в 1955 Иван Сергеевич трагически погиб, как осталась одна с четырьмя детьми на руках. Но самое страшное воспоминание - время военного лихолетья:
- В один миг по всей стране в деревнях остались «стар да мал», все, кто мог держать в руках винтовку, ушли на фронт. Люди провожали отцов и сыновей на войну, как будто чувствовали, что провожают в последний путь. А дел только прибавилось.
- Я с раннего детства работала в колхозе разнорабочей, да и все ребятишки так. Так и жили. Умудрялись и учиться, и работать. Помогали в поле, на сенокосе. Кто поменьше – пололи сорняки. Мужчины были почти все на фронте, и каждая женщина трудилась за семерых. Приходилось и пахать, и сеять, и коров доить, и солому скирдовать.
- Не забыть те годы и ту землю, политую потом и слезами. И ведь удавалось - все, до единого колоска убирали с полей, всё было подобрано подчистую: колоски, гнилая картошка. Пахали, сеяли, боронили, когда нехватало лошадей, сами впрягались вместо них и таскали на себе плуги и бороны. Жили впроголодь, особенно зимой. Зимой страдали и от голода, и от холода. Мы даже время отсчитывали не годами, а зимами. Уставшие, голодные и замерзшие, садились за стол и плакали.
Каждый раз давали себе обещание не плакать больше, и каждый раз нарушали его.
А потом ложились спать и, несмотря на усталость, долго не могли заснуть от голода. Страх и постоянное чувство голода не покидали нас. Суп варили из разных съедобных трав. Собирали черные семена лебеды. Хлеб пекли не из ржаной муки, а из коры липы, ели лепёшки из мёрзлой картошки. Вкус липкого хлеба пополам с лебедой и полынью я помню до сих пор. Он был зелёным и неаппетитным, но приходилось есть, так как надо было жить.
Помощи ожидать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя. Выкручивались, как могли, хотя были моменты отчаяния. Были дни, когда нам совсем ничего было есть.
Мы с нетерпением ждали лето, когда появятся грибы, ягоды. Собирали липовые листья, крапиву, головки клевера. Ели всё подряд, траву, коренья, от которых у нас болел и вздувался живот. Идём, ревём, но знали, что в этом наша жизнь и наша Победа. А длинными зимними вечерами вязали носки, перчатки, шили кисеты и набивали их табаком. Все эти подарки отправляли потом на фронт, и в каждый мы вкладывали послания с добрыми словами солдату. Страх был за наших, конечно, но и была огромная вера. Помню, как вся деревня ревела, когда кому-то приходила похоронка.
Однако, веселиться умели и любили. За целый день наработаешься так, что спины разогнуть нет сил, а вечером всё равно в клуб бежишь, плясали босиком, ноги в грязи измажешь - вот тебе и туфли. Днём платье одной стороной носили, а к вечеру вывернешь - вот вечерний наряд.
Наконец, пришла долгожданная Победа, вернулись кое-какие мужики. С окончанием войны работы не убавилось, но деревня потихоньку стала оживать. Даже праздники стали отмечать. А обиду на свою судьбу не держу, время такое было, не мне одной трудно приходилось.
Глядишь на эту бабушку, которая незаметно пытается вытирать слезы, и удивляешься, сколько силы, выносливости сокрыто в ней, в этой, хрупкой женщине. И столько же света и радости. Как не радоваться такому богатству - трое сыновей, доченька, шестеро внуков, семеро правнуков и даже один праправнук! 46 лет живет Анна Степановна в семье младшего сына, сноха для нее - еще одна дочь! Труженица тыла, ветеран труда, вдова участника Великой Отечественной войны - большая рукодельница. Обвязывает всех членов семьи, ее носочки и рукавички особенно по вкусу пришлись самым маленьким членам семьи. Вот так, благодаря миллионам таких же женщин, стариков, детей - наши солдаты были обеспечены всем необходимым во время самой страшной войны двадцатого века. Вот какие они были – труженики тыла. Простые русские люди - бабы да ребятишки. Но они сделали всё, что могли для фронта и Великой Победы!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас Вконтакте, Одноклассниках и «Дзен»
Комментарии
0
0
Здоровья, долгих лет жизни!
0
0
0
0
С удовольствием прочитала. Слегка всплакнула. Здоровья бабушке. Хорошо что пишите о их жизни
0
0