Сергей Черняев: По зову сердца
Как только началась специальная военная операция, Сергей Николаевич Черняев принял для себя решение — пойду, несмотря ни на что! — и добился своего.
Начал Сергей со звонков в Чечню и Дагестан, потому что в Татарстане в то время набора еще не было. Везде его отговаривали, ссылаясь на пожилой возраст (Сергей Николаевич 1962 года рождения). Но что может остановить настоящего мужчину, принявшего обдуманное серьезное решение.
О том, как как герою моей статьи удалось достичь цели, я попросила рассказать его самого:
— Я всю жизнь занимался парашютным спортом. Это мое хобби, любовь, образ жизни. Закреплен я за Казанским аэроклубом, но прыгал везде, как только появлялась любая возможность. Однажды на сборах в Майкопе познакомился с Андреем Геннадьевичем, кадровым офицером-десантником, прошедшем Афганскую и Чеченскую кампании. С тех пор мы постоянно поддерживали связь, часто созванивались. В один день он позвонил и предупредил, что уезжает на спецоперацию, поэтому связи, возможно, не будет. С того момента я окончательно утвердился в мысли, что принять участие в спецоперации — дело совести и чести. И вновь помог «Его Величество — случай», а вернее, человеческий фактор. Сложилось так, что лично знаком с заместителем военного комиссара Ниной Николаевной Гильфановой. Знакомство продолжалось много лет, так как мы с ее покойным супругом были хорошими друзьями и коллегами. Зайдя, как говорится, на чашку чая, я рассказал ей о своем желании и неудачных попытках заключения контракта. Нина Николаевна как раз занималась набором по контракту у нас в городе и районе, поэтому тут же сказала, что такая возможность появилась. Так я достиг свой цели.
Сергей Николаевич, вы заключили контракт, а что дальше?
— А дальше все, как у всех. Обучение в двух Учебных центрах и отправка на Донбасс, «за ленточку». Я был минометчиком. Первые два дня определялись. Выбрали очень удачное месторасположение: с одной стороны нас прикрывал лес, а с другой — развязки дорог. Первое «боевое крещение» я получил уже на третий день прибытия на позиции. Командир определил координаты целей наводчиков, и мы в определенное время выехали на боевые позиции. По времени отстрелялись и вернулись обратно. По нам открыли открытый огонь, но нас на боевой позиции уже не было. Там все решает время, скорость и точный расчет. С этого дня боевые задачи решались ежедневно.
То есть существует определенный алгоритм действий?
— Разумеется. На первом этапе отстреливаются АГС-17. На втором этапы стрельбы проводят минометы расчетов 82 калибра. Потом, когда они отходят, их прикрывают минометы 120 калибра, так как у них дальность действия выше. Они отстреливаются и тоже быстро уходят, но работают до тех пор, пока не отойдут все оставшиеся, потому что существует золотое негласное правило — «Своих не бросаем». Я начинал с калибра 82 мм., а затем, когда наш командир был назначен начальником артиллерии минометной батареи и забрал меня с собой в качестве старшины минометной батареи, заведовал складом вооружения. Помимо подготовки и выдачи снарядов часто выезжал для выполнения боевой задачи с расчетом 120 калибра.
Как вы получили ранение?
— В один выход при прикрытии отхода 82-х противник открыл по нам ответный огонь. Снаряд попал в наш расчет. Из шестерых в живых нас осталось только трое. Один из нас троих был практически безнадежен. Нас отвезли в больницу в Красный Лиман. Ранение у меня было тяжелое, в голову, поэтому оттуда сразу переотправили в Сватово, где я пробыл до утра в реанимации. Затем сразу транспортировали в Луганский госпиталь. А оттуда самых «тяжелых» самолетом эвакуировали в Ростовский госпиталь, потом в Волгоградский.
Сергей Викторович, сейчас, несмотря на состояние здоровья, вы продолжаете вести активный образ жизни. Что считаете главным в своей жизни в настоящий момент?
— Мой долг — оказывать посильную помощь в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Меня приглашали для разговора с ребятами в две школы Нижнекамска. Встречался я с учениками обеих школ и в Камских Полянах. Также обсуждали с военкомом возможность проведения предварительной подготовки перед отправкой в зону боевых действий. Очень важно рассказать, что необходимо брать с собой, что категорически не рекомендуется, как себя вести в первые дни и другие вопросы, которые со стороны могут казаться незначительными, на самом же деле, являющиеся важными.
У вас есть награды?
— Главные награды моей жизни — это сама жизнь и медаль «За Отвагу» за участие в спецоперации.
Постоянным местом жительства вы выбрали Камские Поляны? Есть весомые причины?
— В первую очередь, экология и тишина. После тяжелой контузии эти параметры главные. Вообще, поселок очень нравится, благоустроенный, ухоженный; люди приветливые.
А заветная мечта есть?
— Вернуться в парашютный спорт. Есть надежда и масса примеров. На очередных сборах с парашюта прыгала женщина 65-ти лет. К тому же и прыжок был сложный... Раз слабый пол может, мы просто должны и обязаны.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас Вконтакте, Одноклассниках и «Дзен»
Нет комментариев