Учительские династии Камско-Полянской земли
Выбор профессии можно назвать не только «второй жизнью человека», но и «вторым рождением». Не зря говорят, что на работе мы проводим большую часть времени, особенно это касается учителей.
Галина Ивановна:
- В третьем классе, на вопрос учителя: «Кем вы хотите стать?», - я уверенно ответила: «Учителем начальных классов». Окончив школу, в 1989 году я поступила в КАИ на факультет «Восток» в г. Чистополь. Учиться было легко, но не интересно. Через год я перевелась в Нижнекамское педагогическое училище, хотя декан факультета довольно долго убеждал меня, что я делаю непоправимую ошибку, приводя в доказательство множество аргументов. Он довольно долго не отдавал мои документы, но, когда понял, что я приняла твердое решение, «сдался» и даже выразил уважение за мою настойчивость. Просто так было всегда; на мое решение никто и никогда не мог повлиять, даже родители. Позже я все-равно получила высшее образование, но на заочной форме обучения. Моя профессия мне всегда нравилась, не было ни единой минуты сомнения в ее выборе, тем более бросить учительство. Преподавателем быть не сложно, если это дело по душе. Я люблю работать с детьми: проводить с ними уроки, мероприятия, думаю, как духовно обогатить их, научить самостоятельно мыслить. Каждый день идя в школу, я строю планы, надеюсь, верю и жду результатов. Не могу сказать, что о своих учениках знаю все (да это и не нужно, считаю, что у каждого должны быть свои маленькие секретики) но все-таки многое, что требуется не только для рабочих отношений, но и более личных, доверительных.
- Галина Ивановна, есть ли то, чему бы вам хотелось научить своих учеников, но вы не можете это сделать?
- Сложный вопрос. Я бы хотела, чтобы все знали математику на «отлично» хотя бы потому, что она ум в порядок приводит, как сказал великий Ломоносов. Но дети берут столько, сколько могут унести. Например, тем детям, кто сложнее усваивает программу, нужно снимать психологический барьер «я не могу», а потом осторожно «надувать этот шарик». Все соответствует моей любимой цитате, принадлежащей перу Омара Хайяма «Кто понял жизнь, тот больше не спешит…».
- Считаете ли вы, что ваша профессия влияет на воспитание собственных детей?
- Профессия ли, или просто обстоятельства, но собственные дети самостоятельные во всем. Объективно говоря, требования всегда были завышенные, но они привели к неплохим результатам.
- Каков самый важный совет хочется дать родителям ребенка начальной школы?
- Не мешайте ребенку учиться самому!
- Если бы вам пришлось стать учеником школы, кто был бы вашим любимым учителем?
- Надежда Алексеевна Чекмарева. Умный математик и человек с чувством юмора.
- Самый интересный вопрос ученика?
- Это я должен учить?
- Что в организации школьного обучения вам больше всего не нравится?
- Мягко сказать, самое нелюбимое занятие – бесполезная бумажная работа!!!Даже ЕГЭ и
ОГЭ так не напрягают, как этот ворох документов! Хотя и они в системе образования – рамки, лишающие ребят полета мысли и еще более интересной школьной жизни. Как увлекательно, с какой пользой можно было бы провести время с учениками, если бы не вечная погоня за соблюдением графика сдачи документации, требуемой, как будто от людей, совершенно далеких от педагогики.
- У педагогов есть другие праздники, кроме школьных каникул?
- Школьные каникулы сложно назвать праздником, в это время самая «жаркая, упоительная» бумажная работа. А вот День учителя, Новый год, 8 Марта и семейные торжества – это другое дело.
- А что самое трудное?
- Самое трудное в профессии учителя (смеется) – вставать по утрам, особенно в субботу! Осознавать, что заменить тебя некому, поэтому приходится жизнь свою откладывать немножечко «на завтра».
Наталья Ивановна:
- Мысль стать учителем мне пришла, когда я заканчивала одиннадцатый класс, ну, может быть, чуть пораньше. Примеров для подражания было более чем достаточно. Меня учили много прекрасных учителей, некоторые из них сейчас преподают моим детям. Мы же, три закадычные подруги поступили в Елабужский Государственный педагогический институт, который вместе и окончили. Я и Наталья Байрамова выбрали работу в школе. Да, не скрою, трудности есть, как и во всякой профессии, сопровождающиеся работой с людьми. А у нас и коллеги, и родители, а главное –дети, да что там, даже проверяющие и те - люди (смеется). Наступают моменты, когда хочется все бросить, но это секундные мысли, потому что сразу вспоминается то, ради чего стоит трудиться в школе и их в разы больше. Вообще, у нас классная работа, мы это пишем мелом на доске каждый день каждые сорок пять минут!
- Что и трудностей нет?
- Если бы! Их много, но ведь главное – уметь их преодолевать. С огромной кучей документов мы справляться научились! Самое трудное, пожалуй, добиться отдачи от тех, кто не очень хочет учиться. Главное – подобрать правильную мотивацию, это 50% успеха. А дальше терпение, терпение и еще раз терпение. И чувство юмора, ой, как оно помогает. У меня старшие классы, курьезных ситуаций предостаточно: оговорочки, почти по Фрейду, шуточки не по-детски. Да лексикон современных учеников богат и разнообразен. Вот тут и важно интеллигентно юморнуть, чтобы дать почувствовать, где расходятся грани пошлости и порядочности. Дети быстро это понимают и уже не пытаются дважды высказаться неуместно. Но я уверена, что мои ученики станут хорошими людьми.
- А ваши дети?
- Неправда, что «учительские» дети обделены лаской и заботой – внимания достаточно, но и требования выше. Практически, какой-то процент заработной платы они отрабатывают вместе со мной, плюс море эмоций, настроение и многое другое, что никогда не покажешь на работе. Зато помимо отпуска сколько еще праздников – 1 сентября, День учителя, Новый год, 8 Марта, последний звонок, выпускные, встречи выпускников….
- Традиционно, самый глупый вопрос ученика?
- Чему равен катет квадратной гипотенузы?
Не поняла, в чем прикол, я также далека от математики, как и Владимир Ильич Ленин (Ульянов) от буржуазии, однако, что с таким учителем не соскучишься – это точно! Что ж, вперед, по океану математических открытий.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас Вконтакте, Одноклассниках и «Дзен»
Нет комментариев