Ильсур Метшин: «Начала сбываться наша мечта – выйти к Волге»
Мэр Казани дал интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову.
О развитии предприятий столицы Татарстана и их героической работе в условиях санкций, работе общественного транспорта и нехватке водителей, новом уровне жилья и вызовах для города рассказал мэр Казани Ильсур Метшин в интервью главному редактору «Татар-информа» Ринату Билалову.
«Начинали мы тревожно»
Ильсур Раисович, как себя сейчас чувствует Казань в экономическом плане? Как сильно на экономике города сказалось изменение геополитической ситуации в мире? Казань ведь тесно вовлечена в международные экономические связи. Как наполняется бюджет?
Если говорить об итогах прошлого года, то начинали мы тревожно. И это понятно: город с многопрофильной экономикой, в которой применяются высокие технологии, с серьезным химическим промышленным производством, с большой долей экспорта. Поэтому прошлый год стал непростым. Сказывались и предыдущие пандемийные года. Все это вместе послужило испытанием на прочность городского хозяйства, экономики и города, и республики, и страны в целом.
Но, тем не менее, год был успешным. Индекс промышленного производства достиг 109,7%. Вырос объем валового территориального продукта (ВТП) до 1,265 трлн рублей. Наши бюджетные обязательства, в целом все социальные обязательства выполнены по всем показателям. Выполнены и даже перевыполнены все заявленные на начало года республиканские и федеральные программы. Спасибо за поддержку руководству и республики, и страны. Объем бюджетных поступлений вырос почти на 30%, в абсолютных цифрах мы собрали плюсом 60 млрд рублей налогов. Отсюда и рост запаса прочности, что позволило нам решить все поставленные задачи. Мы наблюдаем также и увеличение количества предпринимателей, это так же придает динамику развитию экономики.
Что можно сказать о предварительных итогах первых трех месяцев этого года?
Нужно дождаться завершения первого квартала, но в целом мы продолжаем устойчиво работать. Менеджмент наших крупных предприятий предпринимает почти героические усилия. Многое ведь пришлось создавать практически заново: налаживать новые связи по поставке комплектующих, сырья, по реализации готовой продукции.
«Если вспомнить 1990-е годы, начало нулевых, то тогда доля, к примеру, “Казаньоргсинтеза” в бюджете города доходила до 30%, а сегодня это 3%»
Фото: «Татар-информ»
«Доля малого и среднего бизнеса в городском ВВП перевалила уже за 40%»
Безусловно, на состояние экономики большое влияние оказывают санкции. Немало предприятий так или иначе страдают от них, от ограничений в поставках материалов, сокращения или даже прекращения импорта или экспорта, сложностей в финансовой сфере. Как Казань выходит из этой ситуации?
Огромную роль в сохранении стабильности сыграла диверсификация экономики. Если вспомнить 1990-е годы, начало нулевых, то тогда доля, к примеру, «Казаньоргсинтеза» в бюджете города доходила до 30%, а сегодня это 3%. Серьезно выросла доля малого и среднего бизнеса в городском ВТП, она перевалила уже за 40%. В малом и среднем бизнесе у нас сейчас насчитывается 80 тысяч субъектов. Эти люди живее реагируют на происходящие изменения. К примеру, тому же Казанскому авиационному предприятию перестроить себя сложно. Но есть и пример «Казанькомпрессормаша», который нарастил объемы производства, предприятие чувствует себя достаточно уверенно, создало хороший задел на будущее. На днях мы посещали «Казаньоргсинтез», это предприятие является флагманом нашей химии, нефтехимии. Его результаты за 2022 год, прямо скажем, впечатляющие.
В то же время нужно понимать, что большую роль в развитии экономики сыграла господдержка, федеральные программы по поддержке малого и среднего бизнеса, крупных промышленных предприятий. Поэтому покой нам только снится. Проблем немало, но они решаются. Выстраиваются новые цепочки поставки сырья, импортных комплектующих, запчастей, а также сбыта готовой продукции. Люди у нас талантливые, предприимчивые, и мы надеемся, что в новых условиях они найдут новые окна возможностей.
Изменилась и обстановка в части инвестиций. Наверное, о каких-то инвестпроектах придется сейчас забыть или какие-то из них отложить?
Есть вопросы только с теми, которые связаны с поставкой импортного оборудования. Но и по ним идет поиск решений. По тому же заводу термической обработки инвестором сейчас прорабатываются возможности производства оборудования на базе предприятия «Росатома». Будут закуплены аналогичные установки такого же качества, но, конечно, удлиняется время реализации проекта. В целом мы нигде не сворачиваем своих планов, такой же настрой и у наших крупных компаний.
«В рамках ПФО мы единственные, кто имеет положительный демографический баланс и превышение рождаемости над смертностью в 25%»
Фото: Султан Исхаков / «Татар-информ»
«Мало кто может, как Казань, похвастаться положительной демографией»
Если говорить о развитии города, то одним из важных показателей является численность населения. Перепись показывает рост числа горожан. С одной стороны, мы радуемся тому, что Казань становится более привлекательной. Но возникает множество вопросов, связанных с созданием условий для жизни растущего города, ростом нагрузки на городскую инфраструктуру.
Демография – это всегда лакмусовая бумага, отражающая самочувствие любого региона и города. Казань является одним из немногих мегаполисов-миллионников, кроме Москвы, а в рамках ПФО мы единственные, кто имеет положительный демографический баланс и превышение рождаемости над смертностью в 25%. В прошлом году у нас родилось чуть меньше 19 тысяч малышей. Мало кто может, как Казань, похвастаться положительной демографией.
За счет чего так получается? Конечно, спасибо нашим молодым семьям и семьям постарше за то, что они идут на рождение второго, третьего и четвертого ребенка. По-прежнему к нам приезжают студенты, а многие их тех, кто оканчивает вузы, остаются, закрепляются, создают семьи, становятся активными жителями нашего города. Во многом за счет этого мы перешагнули за планку в 1 млн 300 тыс. горожан.
Казань лидирует среди городов-миллионников по объему строительства жилья, социальных объектов, в том числе объектов образования. За последние 10 лет в городе построено 14 новых школ и пять новых корпусов к школам, 91 детский сад. Такими хорошими темпами мы не строились даже в советские времена.
В этом году мы начали строительство двух новых школ – в микрорайонах «Салават купере» и «Светлая долина». Строятся также школы на ул. Сибгата Хакима и Рауиса Гареева (в «Солнечном городе»). Демография нас радует, но мы должны очень быстро бежать, чтобы не стоять на месте и поспевать за ней. Если раньше, к примеру, вначале строилось Азино, а к детским садам, школам приступали уже потом, то сегодня все делается параллельно. В том же микрорайоне «Салават купере» одновременно с жильем строится и вся необходимая социальная инфраструктура.
«Мы реализуем проект на улице Портовой возле Речного порта. СМУ-88 ведет уже застройку на 6 гектарах первого ЖК»
Фото: kzn.ru
«Мы та самая спокойная гавань, в которую инвесторы вкладывают средства»
Каковы перспективы реализации крупных инфраструктурных проектов, планировавшихся на ближайшие годы, в частности застройки территории возле Речного порта, территории Казанского порохового завода? И влияет ли как-то изменение экономической обстановки на их реализацию?
Нет худа без добра: у России сегодня положительный торговый баланс. Денежная масса, которой располагает бизнес, должна работать, людям нужно куда-то их направлять. На сегодняшний день мы та самая спокойная гавань, в которую инвесторы, в том числе и не из республики, вкладывают средства.
В Казани есть топовые жилые комплексы класса «А», в которых до 40% покупателей квартир – жители других регионов, не Казани, не Татарстана. Конечно, на сегодняшний день состояние рынка жилья в плане реализации оставляет желать лучшего. Но это как у погоды: бывает солнышко, а бывают и грозовые тучи, но, тем не менее, солнечных дней гораздо больше.
Сегодня мы реализуем проект на улице Портовой возле Речного порта. СМУ-88 ведет уже застройку на 6 гектарах первого ЖК, авторами проекта стали одни из лучших российских архитекторов – Александр Цимайло и Николай Ляшенко. К слову, к созданию мастер-плана территории реновации наше управление архитектуры и градостроительства привлекло целую плеяду выдающихся российских профессионалов. Вот-вот начнутся продажи квартир. Наконец начала сбываться наша давнишняя мечта, мечта в том числе и моих предшественников – выйти к Волге. Старо-Татарская слобода – историческая часть нашего тысячелетнего города, она имеет богатые традиции. Я уверен, что подобные проекты поднимут на совершенно другой уровень качество жизни на территории Казани, прилегающей к Волге. Здесь мы увидим завтрашний день архитектуры не только нашей столицы, но и, возможно, серьезный пример для всего российского строительного комплекса.
В свое время, еще лет десять назад, мы начали задумываться о реновации промышленных площадок, в частности, на улице Даурская. Сегодня, в том числе благодаря строительству Вознесенского тракта, здесь уже построен красивый и благоустроенный жилой микрорайон. Есть планы и по реновации территории Порохового завода, которая занимает более 400 гектаров. Кабинет Министров РТ в настоящее время рассматривает представленные инвестпроекты. Здесь также появится красивый микрорайон, в котором мы сохраним зеленые насаждения. Жилые массивы, социальные и коммерческие объекты будут «посажены» очень аккуратно. Несмотря на быструю доступность на машине до Кремля и центра города, жители будут чувствовать себя живущими в лесу. И я уже знаю немало инвесторов, в том числе и не из республики, желающих приобрести жилье в этих красивых микрорайонах.
«Речные ворота Казани – это позор нашей столицы»
Фото: Владимир Васильев / «Татар-информ»
«Речной порт – это просто стыд и срам»
Когда мы говорим о реновации территории в районе Речного порта, то не можем не спросить про развитие самого Речного порта. Прямо скажем, это проблемный объект, плохо соотносящийся с обликом активно развивающейся современной Казани. Каковы планы по этому объекту?
Нужно задать эти вопросы собственнику, который эксплуатирует порт. Я знаю, что руководство республики недовольно тем, как управляются эти активы. А мы, жители города, я, как мэр, получаем в свой адрес справедливые нарекания. Посмотрите, какой у нас прекрасный железнодорожный вокзал. Посмотрите, какой у нас прекрасный аэропорт. Сейчас уже разрабатываются планы по строительству второго терминала. Как театр начинается с вешалки, так и любой город – с аэропорта, железнодорожного вокзала. Гости, приезжая к нам по железной дороге или прилетая в аэропорт, видят и понимают, что они приехали в столицу Республики Татарстан. А Речной порт – это просто стыд и срам. Но, к сожалению, не стыдно тому, кто этим управляет. Я в курсе того, что Министерство транспорта РТ рассматривает сейчас различные варианты развития этого объекта. Надеемся, что будет какое-то решение, потому что то, что мы видим сейчас, – это уже, что называется, не лезет ни в какие ворота. Речные ворота Казани – это позор нашей столицы.
В прошлом году было объявлено, что на площадке парка Победы планируется строительство нового городского парка отдыха и развлечений. Когда его ждать казанцам, каким он будет?
Работы сегодня ведутся. Как только появятся наработки эскизных проектов, мы обязательно обсудим их с теми, кто в этом заинтересован. А заинтересованы, я думаю, все горожане. У всех есть дети и внуки. Я думаю, что строительство такого парка в центре города, в таком сакральном месте, как парк Победы, станет очень символическим событием. Здесь соединятся и память, и молодость, и дети, прошлое и будущее. Сейчас идет очень активная и серьезная работа.
«5 миллионов туристов в год – оптимальное число, когда количество туристов не доставляет неудобств жителям, и в то же время отрасль генерирует рабочие места, налоги»
Фото: Владимир Васильев / «Татар-информ»
«Я думаю, что не за горами и золотая цифра в 5 миллионов туристов в год»
В 2022 году Казань поставила рекорд по количеству приехавших к нам туристов. Столицу республики посетили 3 млн 600 тыс. гостей. В то же время эксперты в туристической сфере говорят, что в Казани не хватает объектов размещения. Планируется ли строительство новых отелей, развлекательных комплексов?
На сегодняшний день есть несколько предложений, которые мы обсуждаем с инвесторами. Пандемийные года серьезно подкосили не только туристическую отрасль, но затормозили и развитие гостиничного бизнеса. Предприниматели были вынуждены просить о поддержке, поскольку многие долгосрочные проекты реализовывались на кредиты. Все это несколько остудило желание вкладываться в туристическую отрасль, особенно в строительство отелей.
Но, тем не менее, сейчас отрасль оживает, и не только на словах, звучат уже конкретные предложения. Они обречены, в хорошем смысле этого слова, на растущий туристический поток. Я думаю, что не за горами и 4 миллиона, и золотая цифра в 5 миллионов туристов в год. Это оптимальное число, когда количество туристов не доставляет неудобств жителям, и в то же время отрасль генерирует рабочие места, налоги и способствует развитию города.
«Людей привлекает цена квадратного метра в Столбищах или в Куюках. Горожане купили квартиры, дома и ездят на работу в Казань. О том, что для них нет социальной, дорожно-транспортной инфраструктуры, мы предупреждали еще 10 лет назад»
Фото: Владимир Васильев / «Татар-информ»
«Жизнь все расставила по местам, доказала нашу правоту. Но нам от этого не легче»
Хотелось бы спросить про пространственное развитие Казани – центр города сильно уплотнен. За счет каких территорий столица республики планирует расширяться?
На сегодняшний день в Управлении архитектуры находятся на рассмотрении проекты планировок строительства вдоль Вознесенского тракта. Мы очень серьезно подходим к этому вопросу, ставя задачу выхода на новый уровень жилья: новый уровень и по благоустройству, и по количеству зеленых насаждений, социальных объектов, и по транспортной доступности. Эти задачи решаемы, поскольку мы имеем возможность проектировать, что называется, в открытом поле.
Следующее большое направление – территория Порохового завода, Горьковское шоссе, большой Зеленодольск, где заявляется строительство около 6 млн квадратных метров. Кроме Горьковского шоссе нам нужно рассматривать и другие транспортные артерии. И, самое главное, решить, какой вид общественного транспорта будет перевозить такое количество людей.
Еще одно направление – Оренбургский тракт, все, что располагается в сторону Борового Матюшино, Лаишево. Справедлива критика Раиса республики к нашим соседям, которые в свое время раздали много разрешений на строительство. Людей привлекает цена квадратного метра в Столбищах, или в Куюках, или под Салмачами, которая по понятным причинам отличается от цен в Казани. Горожане купили квартиры, дома и ездят на работу в Казань. О том, что для них нет социальной, дорожно-транспортной инфраструктуры мы говорили, предупреждали еще 10 лет назад. К сожалению, жизнь все расставила по местам, доказала нашу правоту. Но нам от этого не легче, потому что сегодня жители задают вопрос именно нам: почему нет транспортной доступности этих территорий? А потому что ее никто и не предусматривал. Я думаю, что решение Раиса Татарстана о создании Института развития городов РТ, рассмотрение единого генерального плана Казанской агломерации позволит в будущем избежать подобных градостроительных ошибок в сопредельных со столицей районах и муниципалитетах.
«В “Салават купере” за несколько лет построили три школы, восемь детских садов, открыли новый парк, детскую и взрослую поликлиники»
Фото: Владимир Васильев / «Татар-информ»
«Я не знаю, на что они рассчитывали, когда принимали эти решения, о чем мечтали»
А как быть с уже имеющимися болевыми точками? Стоят в пробках те же Куюки, есть вопросы по «Салават купере». Как эти вопросы планируется решать?
Для этого наши соседние муниципалитеты должны ставить вопросы в Правительстве республики, участвовать в федеральных программах и обрастать необходимой социальной инфраструктурой, которую они загодя не предусмотрели. Нужно задать эти вопросы нашим коллегам и соседям. Я не знаю, на что они рассчитывали, когда принимали эти решения, о чем мечтали.
В Казани мы делаем все, чтобы не наплодить таких градостроительных ошибок, чтобы не появлялись «человейники», в которых нет дорог, школ, детских садов. Мы, по крайней мере, заранее планируем скоростные линии, резервируем площадки под развитие социальных инфраструктуры. Если где-то пока нет детского сада, то для его строительства обязательно оставлено место, предусмотрены соответствующие проезды, ширина дорог.
Что касается «Салават купере», то здесь за несколько лет построили три школы, восемь детских садов, открыли новый парк, детскую и взрослую поликлиники, подростковый клуб. И реконструкция Горьковского шоссе задумана во многом для облегчения дорожной ситуации для жителей этого микрорайона.
«Программа переселения из аварийного фонда, сверстанная до 2025-го года, завершена с опережением»
Фото: Рамиль Гали / «Татар-информ»
«У нас еще не было случая, чтобы кто-то пришел и предложил продать ему пятиэтажку»
Достаточно острыми для Казани остаются проблемы, связанные с большим количеством старой или морально устаревшей жилой застройки. В Москве на протяжении уже ряда лет реализуется программа реновации жилья. Можно ли ожидать каких-то аналогичных программ в столице Татарстана? Есть ли какие-то идеи по решению этих вопросов, может быть, частями, на каких-то территориях?
Что касается программы аварийного жилья, то мы благодарны руководству нашей республики за поддержку. Программа переселения из аварийного фонда, сверстанная до 2025-го года, завершена с опережением.
У нас еще остается не расселенным большое количество жилого фонда, мы ждем для этого принятия новой программы. Что касается жилого фонда, которому пятьдесят и более лет: благодаря программе капитального ремонта в период с 2008 года и по настоящий момент мы капитально отремонтировали 66,5% жилого фонда города – это 3600 домов, 600 тысяч наших жителей почувствовали улучшение жилищных условий. Прежде всего, это хрущевки и панельные дома, построенные сорок, пятьдесят лет тому назад. В прошлом году мы отремонтировали 158 многоквартирных домов на сумму 2,4 млрд рублей. В этом году капремонт пройдет в 195 домах.
В то же время есть отдельные дома, которые не признаны аварийными. Если есть экономическая целесообразность, то девелоперы могут, но только по согласованию с жителями, выкупить квартиры и расселить. То есть реновация идет силами девелоперов. Но у нас пока нет ни одного примера, чтобы кто-то пришел и предложил продать ему 5-этажку с тем, чтобы он выкупил, расселил, снес и построил на этом месте что-то новое. А примеры с 2-, 3-этажными домами есть.
«Город придерживается четкой позиции: правила для всех одинаковые и прозрачные»
Фото: Рамиль Гали / «Татар-информ»
«Силом никого еще ни из одного дома не попросили»
Если говорить о конкретных примерах застройки, которые уже никак не соответствуют современным требованиям, то на берегу Казанки стоит шикарный новый жилой комплекс. А рядом – покосившиеся деревянные дома, гаражи. Какое будущее ждет эти территории?
Я знаю, что несколько строительных компаний активно ведут переговоры с жителями этих домов. Там есть и достаточно крепкие двухэтажные дома. Их тоже планируют к расселению. Но это вопрос рынка: один покупает, другой продает. Я думаю, что рано или поздно все так называемые в народе «грязнушки» вдоль Казанки в Кировском районе будут расселены и там построят благоустроенное, комфортабельное, современное жилье. Это логика развития любого города – деревень в центре мегаполисов вы нигде не найдете.
Кировский район в сторону Адмиралтейской слободы и далее: по этой территории также неоднократно озвучивались планы реновации, новой застройки…
Мы уже приступили к ней. На Градостроительном совете рассмотрены планы реконструкции и реновации территорий завода «Сантехприбор», площадки Порохового и Вертолетного завода. В Адмиралтейской слободе очень красивый проект реализует компания «Унистрой». Кировский район и Адмиралтейская слобода в ближайшие пять лет изменятся до неузнаваемости. Здесь будет жилая застройка нового уровня. Из домов будет открываться шикарный вид на старую Казань, на Кремль, на все, что мы видим в центре Казани.
Город придерживается четкой позиции: правила для всех одинаковые и прозрачные. Мы, конечно, на стороне всех жителей. Силом никого еще ни из одного дома не попросили. Между жителями и девелоперами идет диалог, происходит выкуп по коммерческой цене. Другое дело, что девелоперы порою жалуются. К примеру, девять домов они расселили, а десятый дом собственники продают по цене нефтяной вышки. Но это рынок: один продает, другой покупает.
«Наша мечта и наша задача – увеличивать количество людей, которые будут ездить на трамваях, троллейбусах, автобусах»
Фото: Рамиль Гали / «Татар-информ»
«Или мы продолжаем развивать общественный транспорт, или скатываемся назад к автомобилизации»
В последние годы в городе идет масштабное дорожное строительство, но вместе с тем постоянно растет и нагрузка на дорожные сети. Какие крупные проекты будут реализованы в этом году по части развития дорог, строительства новых развязок? Каковы планы развития общественного транспорта?
Что касается общественного транспорта – это именно та сфера городского хозяйства, которая не может останавливаться ни на один день. Общественный транспорт ежедневно перевозит 650 тысяч пассажиров. Это ровно половина казанцев, которые ежедневно, как минимум дважды в день, едут на работу и возвращаются домой. В 2022 году мы перевезли более 220 миллионов пассажиров. Пассажиропоток вырос на 7%, но он все еще меньше допандемийного. Причина в том, что растет автомобилизация. Если в 2005 году в Казани было 152 тыс. автомобилей, то через 15 лет – в 2020-м – уже 433 тыс. авто. Количество машин на дорогах, во дворах выросло в три раза. И продолжает увеличиваться. Эта проблема – серьезный вызов городу наряду с экологией, наряду с ростом количества мусора, который надо вывозить, утилизировать, желательно сортировать, возвращать обратно через переработку вторсырья.
Понятно, что развитие общественного транспорта – это самый злободневный вопрос. Почему? Каждые 5 лет городские власти утверждают транспортную маршрутную сеть. Все желающие принимают участие в конкурсе на перевозку горожан. В этом году в апреле месяце мы проведем очередной конкурс. За последние пять лет из-за растущих цен на ГСМ, на запчасти, нехватки водителей, кондукторов мы потеряли восемь перевозчиков. На сегодняшний день у нас осталось десять перевозчиков, из них два муниципальных. Мы перевозим только 70% всех пассажиров, оставшиеся восемь частных предприятий смотрят, сможем ли мы их дотировать. Сегодня у нас не хватает 800 водителей, я уже не говорю про кондукторов.
«Сегодня у нас не хватает 800 водителей, я уже не говорю про кондукторов»
Фото: Михаил Захаров / «Татар-информ»
Дилемма перед Казанью стоит простая: или развиваем общественный транспорт, или скатываемся назад к автомобилизации, к хаосу на дорогах. Наша мечта и наша задача – увеличивать количество людей, которые будут ездить на трамваях, троллейбусах, автобусах. Что для этого нужно? Качественный подвижной состав, минимальный интервал движения и охват территорий. Все это есть, но за это нужно платить. Сам автобус, к сожалению, самостоятельно не едет.
Конечно, развитие федеральных и республиканских дорог, той же трассы М12, – это большое благо и большие возможности для нашего региона. Что такое трассы федерального значения? Это кровеносные сосуды. Если кровь бегает быстро, человек живой, в тонусе. Если еле-еле – то он бледный и едва передвигает ноги. Мы рады и благодарны федеральному Правительству за это решение – связать Казань, Москву, а затем и Екатеринбург новыми федеральными дорогами. Но для меня это стало и причиной головной боли. На высокую зарплату, которую платят на федеральной стройке, побежали водители со всех предприятий благоустройства – из Горводзеленхоза, а сейчас и из ПАТП-2 и ПАТП-4. Там другие расценки, другая зарплата. И у нас возникла нехватка водителей. Повторюсь – требуются 800 водителей. Стоят новые автобусы, каждый за 17 млн рублей, некому на них ездить. Стоят КАМАЗы, грейдеры за миллионы рублей только по той причине, что мы из городского бюджета не можем платить водителям столько же. То есть вдумайтесь: простаивает техника, купленная за миллиарды, а она должна работать положенные ей две смены.
Это серьезная проблема. Поэтому мы должны дать себе четкий ответ: или мы продолжаем развивать общественный транспорт, или мы уходим в автомобилизацию. Последний вариант – как у американцев, у них нет общественного транспорта, у всех личные автомобили. Но у них и площадь дорог занимает 35-40% от площади городов. Москва приближается только к 15%. Казань – чуть больше 10%. Имеющаяся дорожная сеть, с учетом Вознесенского тракта, Горьковского шоссе, Большого Казанского кольца, не справятся с растущей автомобилизацией, если мы не сделаем выделенные полосы для общественного транспорта, по которым будет ездить такси, если не будем улучшать общественный транспорт, покупая новые автобусы и поддерживая субсидиями пассажирские перевозки.
«Нигде, ни в одном районе города ни завтра, ни послезавтра новые парковки, которые вместили бы все машины города, не появятся»
Фото: Владимир Васильев / «Татар-информ»
«Дело не в том, что мэр Казани любит или не любит парковки»
Помимо роста автомобилизации, перегруженности дорожных сетей существует и другая проблема – парковки. У нас расширяется сеть платных парковок. Но есть ли планы по строительству перехватывающих парковок, каких-то других решений, которые позволят цивилизованно размещать автомобильный транспорт в городе?
В вашем вопросе ключевое слово – «цивилизованно». Цивилизованный мир давно пришел к решению этой проблемы. Вот есть четыре времени года: зима, весна, лето, осень. Как бы мы ни любили осень, но после нее придет зима. И какой бы суровой ни была зима, после наступает капель, весна и новое лето. Вот таким же образом мир этот путь уже прошел. Такие богатейшие страны, как Сингапур, или европейские города, канадский Ванкувер – они все эту дорогу прошли. В том же Сингапуре купить право на покупку машины стоит гораздо дороже, чем купить саму машину. Таким образом ограничивается количество автомашин. Один мой друг, он айтишник, давно уехал в Германию. Купил в центре Мюнхена квартиру, но не может купить машину. Почему? Потому что в его доме, расположенном в исторической части города, нет парковки. И у него даже мысли не возникает задать этот вопрос властям, заявить: «Я хочу купить машину». Покупай и живи за городом. Дело не в том, что мэр Казани любит или не любит парковки. Другой мэр придет, столкнется с аналогичными проблемами.
Цивилизованное решение одно – нужно развивать городской транспорт и такси. Общались как-то с мэром Боготы, очень известный в мире человек. Он был знаменит тем, что снес в Боготе фавелы. А на второй год работы его семью с детьми и ближайшими родственниками были вынуждены вывезти из страны. Из страны, не из города, потому что ему угрожали физической расправой из-за проводимых им реформ. Он заявил, что город должен быть для жителей, для пешеходов, а не для машин. Он высказал нам с Рустамом Миннихановым мысль, которая нас тогда серьезно удивила: если кто-то купил холодильник, то он же не приходит к вам и не говорит, что, мол, я купил холодильник, мне его некуда ставить, дайте мне квартиру. Наверное, ты должен сначала купить квартиру. Мы к этому придем. Это может нравиться, не нравиться, но мы к этому придем так же, как пришел весь цивилизованный мир.
«Наше завтра – это развитие доступного, комфортного городского общественного транспорта»
Фото: Михаил Захаров / «Татар-информ»
Поэтому не нужно думать, что кто-то построит для вас бесплатный 20-этажный паркинг, чтобы все машины влезли. Нет ни одного города в мире, ни одного, в котором решили бы, куда поставить новый миллион машин. Безусловно, все новые микрорайоны мы проектируем с учетом необходимого количества паркингов, которые соответствуют муниципальным нормативам градостроительного проектирования. Но нигде, ни в одном районе города ни завтра, ни послезавтра новые парковки, которые вместили бы все машины города, не появятся.
Наше завтра – это развитие доступного, комфортного городского общественного транспорта. Посмотрите, в республике нет ни одного города, где бы не было проблем с общественным транспортом. За проведенную в Казани транспортную реформу в 2007 году мы получили множество премий. Председатель Правительства в 2007 году вручил нам премию «Золотая колесница» – как городу, реализовавшему транспортную реформу. Нельзя останавливаться на этом пути. Сегодня мы подошли к рубикону: или мы откатываемся назад, и я уже не знаю, как эту штангу потом поднять. Или, стиснув зубы, мы находим ресурсы и идем дальше, добиваясь, чтобы в Казани был развитый, безопасный, комфортный общественный транспорт.
В Казани проходит очень много мероприятий международного и российского масштаба. Что запланировано на этот год?
Прежде всего, в мае мы ждем KazanForum. Благодаря решениям, принятым руководством страны, и активной позиции Раиса нашей республики география участников и масштаб мероприятия выросли до федерального и мирового уровня.
Что касается международных событий, то менее чем через год мы ждем в Казани первые «Игры будущего», которые откроют новую страницу спортивных состязаний в области инновационных видов спорта. Нам выпала честь провести состязания первыми в Российской Федерации, и мы очень серьезно к ним готовимся. Помимо этого, в городе пройдут самые разные соревнования, в том числе Кубок Содружества. Гостиницы пустовать не будут.
«Будем продолжать формировать наши гуманитарные поезда и отправлять помощь как в Лисичанск, так и непосредственно нашим мобилизованным»
Фото: Владимир Васильев / «Татар-информ»
«В Лисичанск Казань отдельно отправила 38 фур гумпомощи»
В Казани ведется большая работа по помощи семьям мобилизованных, по сбору гуманитарной помощи Лисичанску. Что сделано и что планируется сделать в этом направлении?
Работа началась осенью с поддержки семей мобилизованных. В этом плане мы обеспечили поддержкой 2597 детей, из которых 1600 детей получают бесплатное двухразовое питание. Чуть меньше тысячи детей бесплатно посещают детские сады. Оказалась востребованной карта «Батыр», которую мы также раздали детям. По этой карте можно бесплатно пользоваться услугами спортивных и культурных учреждений. Город выдал 1725 транспортных карт для бесплатного проезда детей из семей мобилизованных в общественном транспорте.
В Казани сейчас организована работа 11 пунктов сбора гуманитарной помощи. Мы в очередной раз увидели, насколько наши люди сердобольны, неравнодушны. 350 предприятий откликнулись на призыв собрать гуманитарную помощь. Все посильно участвовали, исходя из своих возможностей. Общими усилиями собрано уже 725 тонн различной продукции: стройматериалы, бытовая химия, медикаменты.
В Лисичанск Казань отдельно отправила 38 фур гумпомощи, часть из них были предназначены уже для самих мобилизованных. Они повезли нашим ребятам квадракоптеры, планшеты с большой памятью, различные прицелы, автомобили «Хантер» и «Нива», технику для ведения боевых действий. Мы помогаем и будем продолжать это делать на постоянной основе.
Самое главное – обеспечить семьи мобилизованных заботой, чтобы никто не остался один на один с какими-то проблемами после того, как отец или сын, брат или внук были призваны в зону СВО. Районные администрации находятся с семьями на связи. Будем продолжать формировать наши гуманитарные поезда и отправлять помощь как в Лисичанск, так и непосредственно нашим мобилизованным.
В столице Татарстана появится новый инклюзивный центр для детей с ОВЗ и их родителей. Ход ремонтных работ проинспектировал мэр города Ильсур Метшин
Фото: kzn.ru
«Среди нас живут, трудятся люди, нуждающиеся в нашей помощи»
Одним из важных направлений работы городских властей является развитие инклюзивного образования. Буквально на днях вы посетили 49-ю школу, на базе которой возник Центр инклюзивного образования. Что это будет, кто там сможет учиться?
У нас все школы приспособлены для детей с ОВЗ. Это общий подход ко всем учебным заведениям без исключения. Что касается 49-й школы, то мы начали с малого: сначала создали мастерские для детей с ОВЗ, попросту говоря, оснастили необходимым классы для уроков труда. Затем посмотрели, насколько это оказалось востребовано, и уже потом приняли решение создать там кластер инклюзии: соответствующий спортивный блок, оборудовать открытую площадку по федеральной программе «Спорт». Сейчас мы строим там футбольное поле, прокладываем беговые дорожки, устанавливаем различные спортивные снаряды с тем, чтобы можно было бы заниматься на свежем воздухе.
И мы также решили построить новый спортивный зал. Он будет аналогичен спортзалу, который мы в прошлом году построили с помощью фонда «Ярдам» и спонсоров. Здесь будет установлено специальное оборудование для детей с ОВЗ. В результате при школе появится инклюзивный кластер. Это только один пример того, что мы делаем в этом направлении.
В целом стоит задача – обратить внимание всех жителей, всех неравнодушных казанцев на то обстоятельство, что среди нас живут, трудятся люди, нуждающиеся в нашей помощи. Многие из них люди активные. Все они должны быть полноправными членами нашего общества. А мы все должны создавать для них соответствующие условия, начиная с оборудования домов, транспорта и так далее. Почему у нас в городе все автобусы, троллейбусы и трамваи низкопольные? Чтобы в них можно было заехать на коляске. То же самое касается и возможностей для посещения бассейнов, спортзалов. В прошлом году в Казани открылся коворкинг, который объединил 100 различных благотворительных фондов, работающих с горожанами с ОВЗ.
Эта работа проводится в рамках программы «Добрая Казань». Задача программы в том, чтобы люди, которые нуждаются в нашей помощи и внимании, получали ее на каждом социальном объекте, в каждой школе, в каждом дворе, в каждом микрорайоне.
«Консультативный Комитет ООН по вопросам местного самоуправления стал, наверное, единственной международной организацией, которая не только не вытолкнула нас из своих рядов, а более того, доверила нам возглавлять ее на следующие четыре года»
Фото: 2022 Daejeon UCLG World Congress Organizing Committee
«Мне предложили эту позицию, а в моем лице – нашей стране»
В прошлом году вас переизбрали президентом Консультативного комитета ООН по вопросам местного самоуправления. Хотелось бы узнать, над чем вы работаете на этой должности. Что это дает Казани с точки зрения обмена опытом, в плане привлечения в город каких-то новых практик?
Цели устойчивого развития, принятые ООН, едины для всех муниципалитетов. В целом их 17, многие из них известны всем: борьба с бедностью, с трущобами, решение экологических вопросов, сокращение выбросов СО2. По всем этим проблемам у каждого муниципалитета есть свои успешные практики работы. Поэтому для нас данный Комитет является хорошей площадкой для обмена опытом.
Как показала практика, Консультативный Комитет ООН по вопросам местного самоуправления стал, наверное, единственной международной организацией, которая не только не вытолкнула нас из своих рядов, а более того, доверила нам возглавлять ее на следующие четыре года. В Комитет входит около тысячи муниципалитетов из различных стран. В последний раз мы собирались в Южной Корее, в городе Тэджоне. И я очень удивился, когда мою кандидатуру выдвинули во второй раз на должность Президента Комитета. Я тогда понял для себя, что мы жертвы интернета и тех кукловодов, в руках которых находятся многие СМИ и соцсети.
Тема спецоперации на площадке Всемирного форума мэров звучала совсем по-другому. Люди устали от однополярного мира, тем более те страны, которые совсем недавно на себе испытывали и рабство, и угнетение. Латинская Америка, Африка, Китай, Азия и Тихоокеанский регион – все они очень серьезно поддерживают Россию. Для меня это было открытием. Поэтому мне предложили эту позицию, а в моем лице – нашей стране. Это, по-моему, красноречивее всего говорит о настоящем отношении к нам, опровергает ту картинку, которую демонстрируют СМИ, управляемые недружественными странами. Нас поддерживают, в нас верят. Я думаю, что мы продолжим эту активную работу.
«Самое важное – сохранить стабильность в городском хозяйстве и продолжить поступательное развитие Казани»
Фото: Рамиль Гали / «Татар-информ»
«Мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны»
И в завершение нашей беседы: каковы три основных вызова для Казани в этом году?
Во-первых, и это самое важное, – сохранить стабильность в городском хозяйстве и продолжить поступательное развитие Казани. Город, в котором не видно работающих кранов, – это не живой город, поэтому мы должны продолжать строить все социальные объекты, жилье, дороги, школы и детсады, выполнять программу Раиса Татарстана «Наш двор», капитально ремонтировать дома, строить и благоустраивать парки, скверы. Мы должны смотреть в наше завтра.
Во-вторых, одним из самых больших вызовов для Казани является развитие общественного транспорта столицы республики. С решением этой задачи связан комфорт, удобство казанцев. Это непростая задача, но ее нужно решать.
И третье – мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны, все задуманное было сделано и наступил мир. Все мы зависим от этого.
Подробнее: https://www.tatar-inform.ru/news/ilsur-metsin-nacala-sbyvatsya-nasa-mecta-vyiti-k-volge-5900741
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, а также читайте нас Вконтакте, Одноклассниках и «Дзен»
Нет комментариев